Menu
RSS

«Он воевал стихом и песней…»

  • Автор: Moder
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 0.00 (0 Votes)

 silvpesnvov

Наша виртуальная встреча проводится в рамках Библионочи 2020 и посвящена замечательному поэту Михаилу Исаковскому, чье творчество знакомо каждому.  Михаил Васильевич Исаковский -  русский советский поэт, прозаик, переводчик. Его поэтическое наследие в своем объеме весьма скромно – им написано всего около двух с половиной сотен стихотворений. Но число стихотворений Исаковского, которые стали песнями, впечатляет – их свыше ста. Такого не знала история не только русской, но и мировой литературы.

Многие его песни и в наши дни воспринимаются, как народные – «Одинокая гармонь», «Услышь меня, хорошая», «Лучше нету того цвету», «Огонек» – эти песни на стихи Исаковского поют уже более 80 лет. А есть ещё: «Дан приказ ему на запад», «Каким ты был, таким остался», «Ой, цветет калина», «Летят перелетные птицы», «Враги сожгли родную хату», «Катюша».

Он родился в деревне Глотовка Ельнинского уезда (ныне Смоленская обл.) и был предпоследним, 12-м ребенком крестьянской семьи. Отец будущего поэта, Василий Назарович— что было редкостью для крестьянина — владел грамотой, благодаря чему получил должность почтальона. По газетам и журналам, которые раз в неделю привозил отец, Михаил самостоятельно научился читать и писать.      В земскую школу Михаила, деревенского вундеркинда, приняли сразу во второй класс. В 1914 году один из школьных учителей, распознавший в юноше поэта, послал его стихотворение «Просьба солдата» в московскую газету «Новь», где оно было напечатано. Так состоялся дебют Исаковского.В 1921 году вышли первые сборники стихов Исаковского, а в 1927 – книга М. Исаковского.

В 30-е годы XX века Исаковский стал одним из основоположников массовой лирической песни, а в военные и послевоенные годы достиг в этом жанре новых, невиданных высот.

Безмерно трагическим и героическим для нашей страны был период Великой Отечественной войны. Михаилу Исаковскому тяжёлая болезнь глаз не позволила надеть солдатскую шинель. В Глотовке, в его деревне, был сожжён врагами отчий дом. Смоленщина оказалась под пятой фашистских оккупантов. Поэт всю войну прожил в небольшом городе Чистополе Татарской АССР.

Отцовский дом разгромлен и разрушен,

В огне, в дыму Смоленщина моя.

Кругом война, и, в руки взяв оружие,

Спешат на фронт и братья, и друзья.

И горько мне, что я – больной и хворый,

Что без меня идут они на бой.

На бой за Родину, судьба которой

Навеки стала нашею судьбой.

Лирика Исаковского тех грозных лет – настоящая поэтическая летопись войны. В его стихотворениях «До свиданья, города и хаты», «Ой, туманы мои, растуманы…» и других мы узнаём об отправлении бойцов в поход.

Звучит песня «До свиданья, города и хаты»

Редкое долголетие суждено замечательной песне  “В лесу прифронтовом”. Как она родилась? Исаковский отвечал на этот вопрос так: “Стихи написаны на Каме, в городе Чистополе, когда шел второй год войны. Работая, представил себе русский лес, чуть-чуть окрашенный осенью, тишину, непривычную для солдат, только что вышедших из боя, тишину, которую не может нарушить даже гармонь… Послал стихи старому товарищу, композитору Матвею Блантеру, избравшему  для песни форму вальса. Чудесная мелодия звучит, словно живое человеческое дыхание, она пробуждает воспоминание о родном доме, о мирной жизни. - В лирических песнях, которые мы писали во время войны, - вспоминает М. Блантер, - хотелось дать возможность солдату “пообщаться” с близкими, высказать сокровенные думы свои, высказать их подруге, невесте, жене, находившимся где-то за тридевять земель, в далеком тылу.

Но “В лесу прифронтовом” - не только лирика. Эта поистине удивительная песня написана с высоким гражданским чувством и мужественной силой. Ее мелодия звучит как призыв к борьбе, она зовет на бой с ненавистным врагом.


Звучит песня «В лесу прифронтовом»

19 апреля 1943 года в газете "Правда" было напечатано стихотворение Михаила Исаковского "Огонёк" с подзаголовком "песня". Секрет воздействия "Огонька" так объясняет поэт Евгений Долматовский: "Прошли годы, и мы просто забыли обстановку военного времени. Когда враг напал на нашу страну, повсеместно – сначала до Волги, а потом и глубже, в тылах России, – было введено затемнение. На улицах – ни фонаря, окна к вечеру плотно закрывались шторами и листами черной бумаги. Затемнение придавало фронтовой характер городам и селам, как бы далеко от линии боев они ни находились. И вдруг на фронт прилетела песня "Огонек". Это было в тяжелую пору. Сейчас трудно себе представить, какое ошеломляющее впечатление произвела эта картина: уходит боец на позиции и, удаляясь, долго видит огонек в окне любимой. А люди знали: половина страны погружается ночью в непроглядную темноту, даже машины не зажигают фар, и поезда движутся черные. Вражеские самолеты не найдут цели!

Поэтический образ огонька на окошке превратился в огромный и вдохновляющий символ: не погас наш огонек, никогда не погаснет! Песня еще одной неразрывной связью скрепила фронт и тыл".

Звучит песня «Огонек»

Художественным обобщением подвига мирных советских женщин в страшной войне явилась поэма Исаковского «Русской женщине». Это монументальный, поэтический памятник матерям, сёстрам, жёнам и невестам.

              … Да разве об этом расскажешь –

                                                                           В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла!..

В то утро простился с тобою

Твой муж, или брат, или сын.

И ты со своею судьбою

Осталась одна на один.

Один на один со слезами,

С несжатыми в поле хлебами

Ты встретила эту войну.

И всё – без конца и без счёта –

Печали, труды и заботы

Пришлось на тебя на одну.

Одной тебе волей-неволей –

А надо повсюду поспеть:

Одна ты и дома и в поле,

Одной тебе плакать и петь.

В холодные зимы, в метели,

У той у далёкой черты

Солдат согревали шинели,

Что сшила заботливо ты.

И воин, идущий на битву

И встретить готовый её,

Как клятву шептал, как молитву,

Далёкое имя твоё…

Но самым сильным, самым примечательным было написанное к концу войны стихотворение «Враги сожгли родную хату», ставшее впоследствии известнейшей песней.Поэт Михаил Исаковский написал эти свои пронзительные строки, что называется, по горячим следам – в 1945 году, когда война закончилась, и фронтовики начали возвращаться домой. А там их ждали не только ликование по поводу победы. А еще и слезы. У кого-то слезы радости от встречи с родными и близкими, дождавшимися своих отцов и сыновей. А у кого-то – слезы горя и потери тех, кому не суждено было выжить даже в глубоком тылу.

silvpesnvov1

Враги сожгли родную хату,

Сгубили всю его семью.

Куда теперь идти солдату?

Кому нести печаль свою?

Почему же так глубоко переворачивают душу такие простые слова? Потому что после страшной кровопролитной войны c германским фашизмом чувства, охватившие героя песни, пережиты едва ли не каждым жителем нашей огромной страны.

«Услышал я в Вашем исполнении песню, как возвратился солдат с фронта, а у него никаких близких не оказалось, — так было и у меня. Мне так же пришлось со слезами на глазах выпить чарку вина в яме разбитой землянки, где погибла в бомбежку моя мама», – так написал фронтовик самому известному исполнителю песни, замечательному певцу Марку Бернесу.

Песня полюбилась, но ее не пропускали радиоэфир из-за очень трагического звучания.Своим вторым рождением песня обязана была замечательному Марку Бернесу. В 1960-м году он решил исполнить ее на большом концерте во Дворце спорта в Лужниках. Это был настоящий риск: спеть запрещенную песню, да еще на развлекательном бравурном мероприятии. Но случилось чудо - после первых строчек, произнесенных речитативом глуховатым «непевческим «голосом артиста, 14-тысячный зал встал, наступила мертвая тишина. Это молчание продолжалось еще несколько мгновений, когда отзвучали последние аккорды песни. А потом зал взорвался овацией. И это была овация со слезами на глазах…

А после того, как по личной просьбе героя войны маршала Василия Чуйкова песня прозвучала в телевизионном «Огоньке», она стала поистине народной.

Звучит песня «Враги сожгли родную хату»

Необычную судьбу и всемирную славу, не увядшую поныне, имела песня «Катюша». Созданная в самый канун Второй мировой войны, когда гитлеровцы уже оккупировали Польшу и готовились к нападению на нашу страну, песня звала к чуткости, бережности и чистоте в самом прекрасном из чувств – любви к близкому человеку. Уже тогда, в те мирные, но уже пахнущие порохом времена «Катюша» была самой популярной из всех песен.

В послевоенные годы судьба песни пролегла через десятилетия, через страны и континенты. Её знали и пели во многих уголках нашей Земли. «Катюша» была песней-воительницей, песней-героиней. Недаром, когда в Красной Армии появилось новое грозное оружие – гвардейские реактивные миномёты, бойцы дали ему ласковое прозвище «Катюша». По заказу командовавшего этим родом войск, генерала А.И. Нестеренко, Исаковский написал новое стихотворение – «Песня про «Катюшу». В нём были слова:

И на море, и на суше –

По дорогам фронтовым

Ходит русская «Катюша»,

Ходит шагом боевым.

Подчистую немцев косит,

Подчистую гадов бьёт,

И фамилии не спросит,

И поплакать не даёт.

На родине Исаковского, там, где поднимается над Угрой «берег крутой», стоит сегодня оригинальный памятник песне «Катюша»: на прикреплённой к большому камню-валуну медной дощечке высечены слова из этой песни, а рядом – беседка из бревенчатых скамеек под навесом. Это не просто благодарная дань памяти славному земляку. Памятник выполняет огромную воспитывающую роль. По традиции ребята из окрестных деревень, призываемые в армию, собираются здесь для прощания с невестами, гуляют, говорят заветные слова.

   Звучит песня «Катюша»

Как видим, поэзия Исаковского военных лет обладала большой мобилизующей силой. Об этом свидетельствуют и многочисленные письма фронтовиков, хранящиеся в личном архиве поэта.

Осенью 1967 года Исаковский написал такие проникновенно чистые и очень печальные строчки, которые посвятил своей жене, верному другу и помощнику, Антонине Ивановне.

В дни осени.

Не жаркие, не летние

Встают из-за реки –

Осенние, последние

Останные деньки.

Ещё и солнце радует

И синий воздух чист.

Но падает и падает

С деревьев мёртвый лист.

Ещё рябины алые

Всё ждут к себе девчат,

Но гуси запоздалые

«Прости, прощай!» кричат.

* * *

И рощи запустелые

Мне глухо шепчут вслед,

Что скоро мухи белые

Закроют белый свет…

Нет, я не огорчаюся,

Напрасно не скорблю,

Я лишь хожу прощаюся

Со всем, что так люблю!

Хожу, как в годы ранние, -

Хожу, брожу, смотрю.

Но только «до свидания!»

Уже не говорю.

22 июня 1973 года Михаила Васильевича Исаковского не стало. Среди всего случайного, несущественного, что нередко засоряет нашу словесность, эстраду, творения Исаковского воспринимаешь как глоток родниковой воды с её чистотой и свежестью. В русской поэзии Исаковский остаётся хранителем и продолжателем классических и народно-песенных лирических традиций. Поэзия Исаковского давно уже стала неотъемлемой частью духовной культуры нашего народа. Не «облетает цвет» с тихого и проникновенного творчества этого поэта, который выразил душу народную, простую и мудрую, как жизнь, красивую, как песню, и любовь народа к своему прекрасному поэту «не проходит, нет!».

(СКАЧАТЬ ПЕСНИ)

Антипина З.Н., Горбунова Е.А., библиотекари Сылвинской библиотеки

Полезные ссылки

site-mkso.png
site-admin.png
golosov20.png
ocenruk.png
knig_pam_log.png
volonteri_rf.png
1mojastrana_ross.png
kultura-rf2.jpg
telefon-doveria.png
ural-museum.png
derevo-dobra.png
rus-regionInform.png
knopka-katalog.png
biblio-rodina.png
viberi_gizn.png