"Бессмертная пехота Небесного полка"
- Автор: Moder
«Никто, кроме нас» - час памяти, посвящённый 20-летию подвига псковских десантников, проведён Сылвинской библиотекой для учащихся 7 и 8 классов.
1 марта 2000 года в Чечне произошло, пожалуй, самое трагичное и героическое сражение с участием российских войск, вошедшее в историю как подвиг десантников 6-й роты. На высоте 776 (в Аргунском ущелье) в ожесточенном бою с чеченскими боевиками погибла 6-я рота 2-го батальона 104-го гвардейского парашютно-десантного полка 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии (Псковской). Из 90 десантников, принявших бой с превосходящими силами террористов, погибли 84, включая 13 офицеров. По позициям десантников работали натасканные снайперы. Банду возглавляли арабский наемник Хаттаб и полевой командир Шамиль Басаев. Бойцы 6-ой роты бились до последнего. Они не дрогнули, не отступили, до конца выполнили свой воинский долг. Участников той схватки порой ставят в один ряд с защитниками Брестской крепости.
О том, как это было…
К февралю 2000-го боевики, отступая из Грозного, пытались выйти из окружения через Аргунское ущелье. Федеральные войска блокировали здесь от полутора до двух тысяч бандитов. Противника обложили со всех сторон, на высоты в Аргунском ущелье высадились несколько подразделений десантников, по террористам наносила удары авиация, в том числе объемно-детонирующими бомбами, по схронам и лесным базам "духов" работала артиллерия, на земле действовал спецназ. Перед десантниками 104-го полка поставили задачу: занять высоту Исты-Корд, по ходу маршрута создать опорные пункты на высотах 776 и 787. Командование федеральных сил рассчитывало, что таким образом боевики попадут в огневую ловушку.
Десантники не успели окопаться, и как следует закрепиться на высоте 776. Основные силы боевиков подошли раньше, чем ожидалось, и тут же двинулись на штурм. Их оказалось слишком много. Тем не менее, до темноты все атаки отбили. Помогала полковая артиллерия, наносившая удары с расстояния около десяти километров. Ночью боевики усилили натиск, наступали уже не отдельными группами, а сплошными волнами.
С каждым разом атаки ужесточались, стреляли практически в упор. Не считаясь с потерями, Хаттаб бросал в бой все новые силы, постоянно предлагая десантникам сдаться. Под утро боевики были уже так близко, что доходило до рукопашной. Так, лейтенант Кожемякин со своим взводом помешал врагу обойти высоту и взять десантников в кольцо. Он три часа отбивал атаки, а когда закончились боеприпасы, пустил в ход штык-нож. Позже рядом с его телом обнаружили несколько убитых в рукопашной бандитов.
Десантники дрались до последнего, невзирая ни на что. Лейтенант Олег Ермаков, раненный в живот, занял выгодную позицию, вел огонь из автомата, прикрывая товарищей. Погиб, но уничтожил шестерых боевиков.
К утру 1 марта большинство бойцов 6-й роты погибли, а у оставшихся в живых не было ни сил, ни боеприпасов, чтобы сдерживать боевиков. И подполковник Евтюхин вызвал огонь артиллерии на себя. Связь с комбатом прервалась. Ценой жизни десантники 6-й роты остановили прорыв бандформирований из Аргунского ущелья.
В бою на 776-й высоте погибли 84 десантника, в том числе тринадцать офицеров. За мужество 22 десантникам присвоили звание Героя России (21 — посмертно). Орденом Мужества награждены 68 солдат и офицеров (63 — посмертно).
После показа видеосюжета и рассказа о подвиге псковских десантников мы обратили внимание подростков на брошюру нашей библиотеки «А память сердце бережёт…», посвящённую воинам-интернационалистам и участникам локальных конфликтов села. В брошюре имеется информация о двух чеченских войнах (1994-1996 г.г. и 1999-2009 г.г.) и 17-ти сылвинцах, участниках этих грозных событий. Алексеев Пётр Евгеньевич, Меремянин Николай Владимирович, Ржанников Сергей Александрович и Харин Сергей Иванович проходили срочную службу в Чечне во время событий, о которых шёл разговор со школьниками.
Среди присутствующих учеников были Меремянин Артём – сын Николая Владимировича, Алексеев Егор, у которого сначала дядя - Петр Евгеньевич, а позднее и отец - Евгений Евгеньевич находились в Чечне. Плашкин Александр Викторович - отец Даниила Плашкина служил в Чеченской республике в 1994-1995 годах командиром отделения разведки, награждён орденом Мужества и медалью Суворова.
По материалам брошюры «А память сердце бережёт…» в школе оформлена выставка-стенд. Вот таким удивительным образом час памяти соединил прошлое и настоящее, не позволяя забывать страницы истории России и села Сылва.
Антипина З.Н., библиотекарь Сылвинской библиотеки