Menu
RSS

От мала до велика ткут пояса

  • Автор: Moder

 pojas rosha

В старину были развиты все виды народного текстиля, но ткачество поясов занимало особое место. До середины XIX в. ткачество поясов не носило товарного характера. Чаще всего пояса изготавливались для пользования семьи или на заказ соседям, односельчанам.

Раньше пояса в одинаковой степени носили как женщины, так и мужчины. Пояс был обязательной деталью одежды. Уместно привести этнографические материалы начала XX в.: "Редко можно встретить среди крестьян..., чтобы кто-нибудь ходил без пояса". "Без пояса ходить грех", или "Без креста без пояса- без стыда и совести" - говорил народ. Пояс являлся священным предметом, так как давался каждому при крещении. Недаром говорили: "Подпоясанного человека бес боится".

Обычный пояс отличался от праздничного пояса меньшей длиной, скромной отделкой, отсутствием кистей. Пояс выступал в роли оберега. Это подтверждается тем, что он повязывался на самой уязвимой части тела - животе (живот - жизнь). В некоторых местностях его так и называли "подживотником". Отношение к этому предмету одежды было особое. Выражение "распоясаться" ведет свое происхождение из глубины веков. Уважающий себя человек не мог позволить себе ходить без пояса даже в избе, сесть за стол, не говоря о том, чтобы молиться. Женщины не снимали его даже на ночь. Он сопровождал человека от рождения до смерти.

Пояса умели ткать все женщины. Учить ткать пояса начинали с детства, а к замужеству в приданом у девушки могло насчитываться до десятка поясов, подобранных по рисунку и цвету к определенному костюму. В умении освоить технику и сложность узора, в творческом подходе к воспроизведению орнамента и колорита ценилось мастерство ткачихи. Девочки при этом проходили школу арифметики (счет) и геометрии (симметрия), а в именных поясах и грамоту. Качество изготовления поясов должно было быть безукоризненным. Ошибки "погибелки" не допускались. Здесь требовалась особая внимательность и острота зрения, терпение и трепетное отношение к любимому делу.

Освоив одну из самых не сложных техник ткачества на бёрдышке, я работник музея - Арапова Галина, решила поделиться опытом с жителями нашего села. Для начала в сентябре был организован мастер-класс для девочек начальной школы. Мероприятие прошло довольно успешно, пришло сразу много желающих, а так как для всех не хватило бёрдышек,  то пришлось организовать еще один мастер класс, и еще, желающих на удивление появилось много, и пришла идея создать клуб по интересам "Мастерская Филипка". Основными целями и задачами, стали как раз и будут являться  народные промыслы.  Ткачество поясов и половиков оно из основных направлений.

14 ноября, в день  православного праздника чествующий "Кузьму и Демьяна"- покровителей кузнечного дела и женского рукоделия в музей были приглашены женщины разного  возраста.  Познакомившись с традициями праздника "Кузьминки" перешли к ткачеству поясов. Мастер-класс  оказался увлекательным, участницы, освоив технику ткачества поясов, решили всерьёз заняться этим кропотливым рукоделием. А не доделанные работы забрали с собой. Будет здорово, если в нашем селе возродится этот вид народного текстиля, по крайней мере, более десяти детей и столько женщин уже сами соткали свой поясок.

Заведующая клуба-музея истории и старообрядческой культуры с. Роща Арапова Галина Ивановна

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Полезные ссылки

site-mkso.png
1mojastrana_ross.png
biblio-rodina.png
derevo-dobra.png
golosov20.png
mam-sib-logo1.jpg
telefon-doveria.png
knopka-katalog.png
kultura-rf2.jpg
logospid.png
lit_res.jpg
dd.jpg
ocenruk.png
rus-regionInform.png
site-admin.png