«Кому на Руси жить хорошо?»
- Автор: Moder
11 сентября в России отмечают День трезвости и борьбы с алкоголизмом. История этого праздника ведет к началу XX века. Впервые его отметили еще в 1911 году по инициативе служителей церкви. В дореволюционной России в этот день закрывали все питейные заведения, а в церквях служили службы, крестные ходы. Каждый желающий в этот день мог дать обет трезвости и получить благословение священника. В современной России праздник восстановили в 2014 году по решению синода Русской Православной церкви.
Алкоголизм – тяжелое заболевание, представляющее собой сильнейший вред алкоголя и приносящее немало страданий и самому больному и его семье. Путь от обычного употребления алкоголя по праздникам до тяжелой алкогольной зависимости человек проходит не за один день. Алкоголь – это проблема не одного человека, ведь он разрушает все вокруг. Страдают отношения в семье, в обществе. Употребление алкоголя вошло в традицию многих народов, и люди находят сегодня массу поводов, по какой причине это необходимо делать. Можно без преувеличения сказать, что алкоголь совершил триумфальное шествие по планете, ибо для него не существует границ. Как никогда остро стоит сегодня проблема борьбы с пьянством и алкоголизмом в нашей стране.
Анекдоты о русском мужике, который может выпить убийственную для иностранца дозу, становятся предметом юмористических рассказов и фильмов. Но так ли все весело на самом деле? Исследования показали, что из 100 учеников в Англии до 60 лет доживают 95 человек, тогда как из 100 российских школьников – только 40. И в большинстве случаев причина в алкоголе. «Вы знаете, почему в России много пьяниц? Потому что быть пьяницей удобно. Пьяниц у нас любят. Новатора, смелого человека – ненавидят, а пьяницу – любят. Ибо всегда удобнее любить какую – нибудь мелочь, дрянь, чем что – либо крупное, хорошее», - так попытался объяснить в начале XX века проблему пьянства Максим Горький в пьесе «Мещане».
Русскую литературу населяет множество злоупотребляющих алкоголем: от деревенских мужиков Некрасова и блаженного из «Очарованного странника» Лескова до отчаявшихся персонажей Достоевского.
Многие писатели пытались понять, почему в России так много пьют. Давайте вместе совершим небольшое путешествие по страницам художественных произведений, рассказывающих о героях, неспособных противостоять пьянству. Рассказ И.С.Тургенева «Муму». Один из героев произведения , Капитон – пьющий человек, « у него оловянные глазки, белесоватые волосы. На нем истасканный и оборванный сюртук, заплатанные панталоны, дырявые сапоги». Его манера поведения, внешний вид, речь вызывают отвращение. Но самое страшное он ничего не хочет изменить, о своем пристрастии к алкоголю винит окружающих, боится признаться самому себе в своем бессилии. Н.С. Лесков в своем «Сказе о тульском косом левше и о стальной блохе» рассказывает о пагубном пристрастии к алкоголю и трагической судьбе талантливого самородка Левши. Спор с подшкипером о том, кто кого перепьет, обернулся трагедией, развилась белая горячка. Левша умирает в больнице. Произведение «Кому на Руси жить хорошо?» Н.А.Некрасов начинает со спора семи мужиков, которые вынуждены заночевать в лесу: «Зажгли костер, сложились, за водкой двое сбегали. А прочие покудова стаканчик изготовили…». И Некрасов рисует страшную картину драки, которая к счастью обошлась без трагичных последствий. В главе «Пьяная ночь» мы читаем о том, как непристойно ведут себя пьяные люди: ругаются, валяются, становятся похожими на зверей, теряют человеческий облик, а тех кто не пьет укоряют. И так, пьянство в произведениях Некрасова – это без сомнения, зло для самого человека, для его семьи, для государства, но это и способ, с помощью которого крестьянину удается сдержать себя от более страшного и разрушительного зла – пресловутого «русского бунта, бессмысленного и беспощадного». Поэт осуждает народное долготерпение. Страдания «униженных и оскорбленных» показаны в трагических судьбах членов семьи Мармеладовых у Достоевского. Глава семьи Семен Мармеладов – человек лет пятидесяти, с большой лысиной, с отекшим от пьянства лицом. Он пьет, чтобы забыться, пропивает башмаки, косынку, чулки больной жены, выпрашивает последние тридцать копеек на водку у дочери Сони, которая вынуждена продавать себя на улице. Он стыдится своих поступков, удивляется своей жестокости по отношению к ним, философствует, размышляет, казнит себя. Но …продолжает губить себя, свою семью. Писатель показывает судьбу мелкого служащего на примере Мармеладова, уволенного «по изменению в штатах». Безработица и дешевая водка способствовали развитию пьянства, что привело героя к гибели под колесами экипажа.
Если в обществе процветает пьянство, то это означает, что в нем не ценятся лучшие человеческие качества. Это замечательно описывает М.Е. Салтыков-Щедрин в своем романе «Господа Головлевы». На примере «выморочного» рода Головлевых писатель пытается донести до нас мысль о том, что не только внешние обстоятельства (бедность, изнурительный труд, отсутствие постоянной работы) являются причинами пьянства. Многое зависит от самого человека, его семьи, условий его воспитания, образования. Головлевых губит праздность, отсутствие привычки жить собственным трудом, пьянство, хищничество, «пустословие, пустомыслие и пустоутробие» и абсолютная бездуховность.
Вода смерти или Зеленый змий немало горя принес людям во всем мире. Английский поэт Роберт Бернес с сарказмом перечисляет поводы для пьянства. Его слова и спустя два столетия актуальны.
Для пьянства есть такие поводы:
Поминки, праздник, встречи, проводы,
Крестины, свадьбы и развод.
Мороз, охота, новый год,
Выздоровление, новоселье,
Успех, награда, новый чин
И просто пьянство - без причин.
Идиятуллина Ф.Н., заведующая Сабиковской библиотекой