Menu
RSS

Старообрядческая келья «У старух»

  • Автор: Moder

 Из цикла «Духовная родословная Урмов (Рощи) и Урминской волости»

Вверх по реке Большая Урма, недалеко от речки в 19 веке был хутор, который так и назывался Верх Урмы. На хуторе жил крестьянин Василий Григорьевич с сыновьями. Было на хуторе всего два дома. Недалеко от этого хутора в лесу на небольшой поляне, был миром построен дом — старообрядческая келья для глубоко верующих старушек, точной даты строительства кельи нет.

Местность «У старух». Мясникова Евдокия Кондратьевна и Мельцина Зинаида Клементьевна

star11

В доме была большая общая комната. В переднем углу висели иконы, вдоль стен стояли лавки, посреди комнаты большой стол, за которым обедали и обучали  молитвенной грамоте. На лавках спали. На престольные праздники, к старушкам приезжали люди из близлежащих деревень и хуторов на моления. Зимой в келью из «миру» привозили на обучение молитвенной грамоте молодых девушек. Старушки обучали их чтению божественных книг, проведению ежедневных молений и праздничных служб. После обучения девушки могли уйти обратно в «мир», или  по их желанию остаться в келье, скиту позднее принять сан.

Глубоко верующих насельниц кельи, инокинь схимниц или черноризец в деревнях называли просто «накрытыми» старицами. Они носили черные одежды, до глаз (чтобы не видно было волос) накрывали голову черным платком. Не должны были показывать волосы даже друг другу, поэтому в баню ходили по одной. На памяти сторожил, сохранилось три имени накрытых старушек этой кельи матушки: Македония, Полинария, Александра. Все свободное время матушки проводили за моленьями.

Было у них и свое хозяйство. Держали корову. Мясо не ели, а молочные продукты шли в пищу. Рядом с домом был разработан огород. Выращивали овощи. Работали по дому работницы, которые ухаживали за скотом, огородом, в зимнее время помогали девушки, которые приходили на обучение. Да и сами старушки трудились в меру своих сил. Муку и многие другие продукты старушкам привозили из деревень верующие крестьяне, как подаяние.

Рядом с домом старушек была построена небольшая изба для тяжелобольных людей из деревень, которые захотели  пожить с накрытыми старицами. За ними ухаживали, лечили народными средствами и молитвами. И сами больные много молились за спасение своей души. Умерших стариц и больных хоронили на кладбище недалеко от кельи. Выздоровевшие больные могли вернуться домой, или оставались жить в этой келье или в другом скиту. На памяти сторожил, нет ни одного воспоминания о разорении, выгонке, или преследовании стариц этой кельи государевыми служащими.

Борьба с христианской верой, вообще, и со старообрядчеством в частности после Революции 1917 года приобрела самые жестокие формы.

После установления Советской власти вновь начались преследования верующих, закрыли старообрядческую часовню в деревне Роща и Урминскую единоверческую церковь. Беда не обошла стороной  скиты  и одиночные кельи. Вновь селиться к верующим старушкам уже не стали. Запрещено было отправлять к ним молодежь на обучение. Старушки-матушки черноризцы умерли там и похоронены. А последняя «накрытая», старушка-матушка Александра, была перевезена в деревню Якунята, там и умерла. Похоронена вероятнее всего на кладбище в деревне Климино, а может и на келейном кладбище «У старух».

Долгое время, почти до восьмидесятых годов двадцатого века, пока были живы женщины-старожилы  из деревни Климино и Телепова Агафья Григорьевна с Горбатого моста ездили в летнее время  молиться на кладбище у кельи «святые могилы». К сожалению, это святое место в настоящее время забыто. Утеряна полная информация о тех, кто там похоронен, кроме двух имен: матушки Македония и Полинария. Святыми могилами считаются те могилы, где похоронены старообрядческие инокини схимницы и черноризцы, проживающие в кельях и скитах. До настоящего времени  местность, где была старообрядческая келья, называется «У старух».

 Здесь была женская старообрядческая келья

star12

В окрестностях Урмов таких небольших келий было много, были кельи мужские и женские. Глубоко верующие люди уходили далеко в леса, строили небольшие избушки и все свое время проводили за молением. Уходили в леса, в надежде  скрыться от новой власти, жестоких преследований, и сохранить свою веру. В настоящее время очень трудно найти места, где располагались скиты и кельи. Да и жителей, которые знали о местах расположения старообрядческих келий, уже нет, умерли по старости.

Урочище «Васильичи»

star13

Мясникова Евдокия Кондратьевна родилась на хуторе «Васильичи» недалеко от старообрядческой кельи. Она водила нас на это святое место.  Густой лес. Ничего уже не говорит о том, что здесь жили верующие старушки, только на месте кельи совсем небольшая ямка, каких в лесу очень много. На старообрядческом кладбище нет ни одного креста, даже не видно холмиков могил. Вокруг густой вековой еловый лес. Как будь-то  сама матушка - природа оберегает от не прошеных гостей это святое место.

 Мельцина Зинаида Клементьевна, Останина Ираида Власьевна

 

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Полезные ссылки

site-mkso.png
1mojastrana_ross.png
biblio-rodina.png
derevo-dobra.png
golosov20.png
mam-sib-logo1.jpg
telefon-doveria.png
knopka-katalog.png
kultura-rf2.jpg
logospid.png
lit_res.jpg
dd.jpg
ocenruk.png
rus-regionInform.png
site-admin.png