«Во имя Рождества Пресвятой Богородицы»
- Автор: Moder
Из цикла «Духовная родословная Урмов (Рощи) и Урминской волости»
В числе первых русских переселенцев, заселяющих Урминские просторы, были старообрядцы-раскольники – ревнители древлего благочестия. Заселяли они отдаленные, глухие, необжитые места. Дорог не было, переселялись водными путями. Было это во времена религиозного раскола с середины 17 века. Не хотели люди принимать нововведения в богослужении, которые навязывал Патриарх Никон. Времена настали тяжелые, истинные сторонники старой веры были повергнуты гонениям со стороны государства и церкви. Старообрядцы, спасаясь от притеснений, казней, пыток подались в бега, чтобы сохранить традиции и обряды старой православной веры.
Русская инквизиция: потеснение и разгром устоявшегося древнего благочестия. Угнетение и расправа над 12 миллионами наших соотечественников. Жестокие пытки для них, вырывание языков, клещи, дыбы, огонь и смерть. Лишение храмов, изгнание за тысячи верст и далеко на чужбину – их, никогда не взбунтовавшихся, никогда не поднявших в ответ оружия, стойких, верных древлеправославных христиан. Их, кого я не только не назову раскольниками, но даже и старообрядцами остерегусь, ибо и мы, остальные, тот час выставимся тогда всего лишь новообрядцами.
/Солженицын А.И./
Так появились старообрядцы в наших лесах. Селились пришедшие русские люди хуторами 2-3 дома. Деревни 10-15 домов были редкостью. Примерно с начала 19 века их стали называть беспоповцы, часовенные. Церквей, не строили, вначале молились по домам позднее выстраивали часовни. Вокруг хуторов и деревень в вековых таежных урманах втайне от государевых служивых и посторонних глаз с середины 18 начала 19 века стали появляться старообрядческие скиты и небольшие кельи. В них скрывались от преследования, пострадавшие за веру, гонимые из центральных областей России, глубоко - верующие люди. Жили они в скитах, вели образ жизни угодный богу. Принимали к себе каждого, кто нуждается в божьей защите. Обучали религиозной грамоте. Скитники, хоть и жили обособленно, но держали связь с жителями близь лежащих хуторов и деревень, и рабочими Уральских заводов.
Первое упоминание о старообрядческой (раскольничьей) часовне в выселках Роща Урминской волости Кунгурского уезда, Пермской губернии мы узнали из документа «Дознание» за 1867 год /Кунгурский городской архив/.
Дознание произведено приставом 3 стана Кунгурского уезда 8 сентября 1867 года
Его высокоблагородию господину Кунгурскому уездному исправнику
… Известясь причастных слухов, что в праздные дни раскольники собираются для богослужения в устроенной в одной версте от села Урмов богомольной в виде часовни, что считается в противность 206 статьи указа о наказании изданного в 1866 году. Я отправился 7 числа сего месяца в ночь, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы, взяв с собою казаков Венедикта Вятчкилева, Василия Курсанина и сотского Асовской волости Шайдурова в Урминскую волость в деревню Роща. Действительно нашел молельную, в которой застал богослужение заутреннюю, что исполняли назвавшиеся мне, крестьянином Сылвенского завода Григорием Ивановым Уфаевым он читал Евангелие. А крестьянин Урминской волости Василий Дмитриев Потеряев он читал Апостола. Кроме их были молящиеся крестьяне, собравшиеся их разных деревень. Даже из них оказались крестьяне из Асовской волости, приехавшие за 20 и более верст.
1860-1870 годы. Из «Списка населенных мест» выселок Рощинский при речке Гаревка, 7 дворов, 45 жителей.
1889 год. «Список селений Урминской волости» деревня Рощина 10 дворов, 60 жителей.
1926 год. «Справочник территории и населения Кунгурского уезда» Шамарский район, деревня Роща 23 двора, 95 жителей
…Здание, в котором было моление, расположено в следующем порядке: Дом из двух связок. Одна половина старая на трех саженей в квадрат / это примерно 6 на 6 метров /, другая половина жилая новая, ее построил Лука Иванович для себя, их разделяют сени. В первой помещается молельная, в ней одна стена установлена иконами. Посреди комната разделена ковром. По правую руку молились мужчины, по левую женщины. Перед иконами горело свеч из чистого воску штук до двадцати. Против икон устроен был шкаф в виде аналоя, накрытый пеленой, где лежали книги…
Дальше из этого же документа мы узнали, что уже в то время в часовне было 35 икон разных размеров изготовленных из дерева и меди. Есть опись икон и другого часовенного имущества. Книг в часовне по описи было немного.
…Эту часовню устроил в своем доме в старой половине Киряков Лука Иванович год назад в 1866 году. В 1867году ему было 50 лет, неграмотный, христианин, не признающий священства, под судом не был. Крестьянин Сосновской волости, деревни Ломовой. Он взял в жены вдовую Кирякову Соломию Ивановну (по первому мужу Ширяева), которая с 4 лет умела читать. Раскольница, беспоповщинской секты непризнанного священства.
Со слов Луки Ивановича: До этого иконы находились в разных избах. Молились по домам. Некоторые иконы остались ему от свекра и свекрови по первому мужу Соломии Ивановны. Некоторые он купил сам. Богослужение в молельной было только в престольные праздники: Рождество Христово, Рождество Пресвятой Богородицы, Пасху. На эти богослужения собирались крестьяне с разных деревень и «родственники» из Асовской волости и Сылвенского завода. Раньше, на дому, богослужения следила Соломия Ивановна сама с сыном и внучкой.
…Не имея с собою понятых, я послал за ними в село Урминское, а также за волостным старостой, а сам с казаками остался в молельной до прибытия старшины и понятых. Сам я богослужение остановить не смог, оно было остановлено, когда явились последние. (Служение продолжалось около двух часов). Первоначально заутренняя, а потом часы. Из всего их служения можно было видеть, что они вовсе не молятся за царя. Когда же было остановлено богослужение, то я распорядился иконы, книги и все прочее собрать для представления по принадлежности. Но хозяин молельни (часовни) крестьянин Лука Иванов Киряков упорствуя в этом, с азартом набросился на казака Венедикта Вятчкилева, схватив его заворот, чему намеревались последовать и все прочие. Но только были уговорены они старшиной Телеповым и понятыми Маркелом Киряковым, Иваном Дементьевым Коньковым, Иваном Ивановым Коньковым, Николаем Романовым Телеповым и Ефимом Телеповым. Проведенное мною по сему предмету дознание вместе с принявшими богослужение крестьянами Уфаевым и Потеряевым и хозяином молельни Киряковым, книгами, иконами и прочей утварью мною представлено в Кунгурское уездное полицейское управление сего числа. К выше изложенному имею честь донести Вашему Высокоблагородию и присовокупить, что во время служения Уфаев и Потеряев были в праздничных кафтанах, как и прочие. Становой пристав: 15 сентября 1867 год.
Судьба арестованных Кирякова Луки Ивановича, крестьянина Сылвенского завода Уфаева Григория Ивановича (он читал Евангелие) и крестьянина Урминской волости Потеряева Василия Дмитриевича /он читал Апостола/, дальше в документе не прослеживается. Какое они понесли наказание не известно. Но из ответа 16. 11.1870 года /спустя 3 года/ Пермской Духовной Консистории на рапорт от 15.09.1867 года Кунгурского полицейского управления узнали, что все изъятое имущество из часовни было отправлено в Пермскую Духовную Консисторию для проверки на предмет противного учению церкви. Большая часть книг, икон и вещей не была возвращена хозяину. Только небольшая часть изъятого часовенного имущества была рекомендована Пермской Духовной Консисторией для возврата Кирякову Л.И., но дошла оно до него или нет, история также умалчивает, как и умалчивает о дальнейшей судьбе этой часовни и ее устроителе.
А из воспоминаний сторожил села Урмы:
Жители деревни Роща, да и всей Урминской волости как в 19 веке, так и вначале 20 века были в основном старообрядцы часовенные (раскольники).
Старожилы села
В конце 19 века в деревне Роща была построена старообрядческая часовня. Считалась самой богатой в округе. В каком году точно построена, пока неизвестно. Фотографии часовни не сохранилось. Рисунок часовни нарисовал по памяти местный художник Мясников Анатолий Ермилович.
Рисунок Мясникова А.Е. «Часовня д. Роща»
Часовня — большой добротный дом на одну большую комнату, разделенную перегородкой до алтаря. В одной половине молились мужчины, а в другой - женщины. В большие престольные праздники съезжалось много народа с близлежащих деревень и хуторов. Службу проводили на два клироса. Это когда два наставника ведут службу для мужчин и женщин. Был хороший хор. Часовня была богато убрана. Вся передняя стена в алтаре была заставлена иконами. Было много медных икон и деревянных в богатом убранстве. Иконы Богородицы были расшиты бисером, драгоценными камнями и золотом. Деревянными оправами крепились к стене. Потолок в часовне был куполом, с которого свисало паникадило, в него во время службы ставили большие восковые свечи и зажигали их.
На большие праздники паникадило зажигали на полный свет (то есть ставили много свечей). На обычные службы ставилось свечей меньше. Венчания на богатых свадьбах проходили тоже на полный свет, бедные - на малый свет.
Отпевали в часовне и умерших (на отпевание уходит 10-12 часов). Плату за моления и пожертвования несли в казну часовни. На эти деньги покупались иконы, книги, свечи, убранство часовни. Платили наставнику, сторожу, работнице, которая мыла полы и топила печи.
Последние годы перед закрытием работницей была Степанида Ларионовна. К пасхе в часовне проводили большую уборку благоприличные верующие девушки, /женщинам к иконам притрагиваться не разрешалось, и сейчас это так/. Девушки мыли и чистили иконы. Мыли потолки, стены, окна, всю часовенную утварь. Украшали часовню бумажными цветами и восковыми свечами. Гирлянды из цветов тянулись вдоль всех стен. Особенно тщательно украшался алтарь и иконы. Полы застилались красивыми домоткаными шерстяными коврами.
Возможно, с момента строительства и до закрытия часовни наставниками в ней были деды и прадеды Сычкиной Матрены Ермолаевны.
Из воспоминаний Матрены Ермолаевны:
…Сколько я помню, да и слышала от родителей, наши деды и прадеды были глубоко верующими людьми. У меня был родственник, звали его - Ширяев Иван Иванович. Он обладал хорошей памятью и при встрече мог назвать наших прадедов даже до 7 колена. Со мной он здоровался так: «Здравствуй, Матрена Ермолаевна, дочь Ермолая Афанасьевича, а Афанасий Евфтефеевич, а Евфтефей то Иванович, а Иван Григорьевич, Григорий...» Он называл еще имена, но я была маленькая и всех не запомнила».
Супруги Сычкины Ульян Семенович, Матрена Ермолаевна
Из воспоминаний Матрены Ермолаевны:
«В 20-х годах наставниками в часовне были братья моего деда Афанасия Евфтифеевича: Ширяевы Семен, Федор, Иван Евфтифеевичи».
Следующий документ из архива города Кунгура: «Сведения по Урминской волости вероисповедных объединений и возглавляющих таковые от февраля 1923 года». Документ подтверждает, что в 1923 году возглавляющим Рощинского старообрядческого объединения был Ширяев Семен Евфтифеевич. Есть сведения и о других старообрядческих объединениях.
Название вероисповедных объединений |
Возглавляющие вероисповедные объединения |
Урминский церковный совет |
Гиляшов Степан Осипович |
Тепляковское старообрядческое объединение |
Коньков Иван Екимович |
Нековское старообрядческое объединение |
Семышев Василий Лукич |
Черногорское старообрядческое объединение |
Мальцев Сергей Иванович |
Рощинское старообрядческое объединение |
Ширяев Семен Евфтифеевич |
Бизевское старообрядческое объединение |
Яков Савватеевич |
Дуванское старообрядческое обьединение |
Падерин Василий |
Низовской Нишловский толк |
Пшеницын Иван Недронов |
С установлением Советской власти, гонения и преследования старообрядцев не прекратились, а наоборот даже усилились.
Справка из Кунгурского архива о действующих и закрытых часовнях. «Сведения о церквах и часовнях по Урминской волости Кунгурского уезда
2 апреля 1923 год».
Наименование церквей и часовен |
Адрес их волости и деревни |
Сведения о ликвидации |
|
часовен |
деревень |
ликвидировано |
действует |
1 . Урминская православная церковь |
В селе Урмах Урминской волости |
Действует |
|
2. Рощинская часовня старообрядческая |
д. Роща Урминской волости |
Действует |
|
3. Нековская часовня старообрядческая |
Д. Нек Урминской волости |
Ликвидирована |
|
4. Бизевская часовня старообрядческая |
Д. Бизь Урминской волости |
Ликвидирована |
|
5. Черногорская часовня старообрядческая |
Д. Черная гора Урминской волости |
Ликвидирована |
|
6. Дувановская часовня старообрядческая |
Д. Дуван Урминской волости |
Действует |
|
В Клировой ведомости об Урминской Рождество - Богородицкой православной единоверческой церкви Кунгурского уезда Пермской иерархии за 1916 год есть данные о вероисповедании жителей прихода. /Церковь единоверческая была построена в селе Урмы в 1844 году, властям нужно было перевести старообрядческое часовенное население Урминской волости в единоверие. Единоверие – направление в старообрядчестве, сторонники которого при сохранении древних богослужебных чинов (двоеперстие, служба по старопечатным книгам и др.) и древнерусского бытового уклада признают иерархическую юриспруденцию Московского патриарха. По определению епископа Симона (Швелева), «единоверие есть примиренное с Русской и Вселенской Церковью старообрядчество»/.
Из данной ведомости видно, что в начале 20 века в Урминской волости было больше раскольников старообрядцев часовенных, чем других верующих.
Всего в приходе было 4033 прихожан, из них - часовенных 3449 человек.
Какие прихожане, и в |
Число |
Число душ |
В каком |
|
каких местах, и сколько |
домов |
расстоянии |
||
лиц иноверных и инославных исповеданий |
или хозяйств |
мужчин |
женщин |
от церкви и нет ли |
старообрядцев и сектантов |
препятствий |
|||
в сообщении |
||||
В приходе (церковных) |
190 |
508 |
551 |
|
В том числе : |
||||
Духовных |
4 |
10 |
13 |
|
Дворян |
- |
- |
- |
|
Мещан |
- |
- |
- |
|
Крестьян |
186 |
'498 |
538 |
|
В пределах прихода имеют |
||||
жительство": |
||||
Иноверцев (евреев, |
||||
магометан и др. |
||||
инославных) |
||||
Раскольников (сколько и какого толка): |
||||
Часовенных |
839 |
1688 |
1761 |
|
Австрийцев |
86 |
179 |
186 |
Поморцев |
9 |
29 |
31 |
|
Итог: |
1124 |
2404 |
2529 |
Речь о закрытии часовни пошла с установлением в селе Советской власти, примерно с начала 30-х годов. Большевики рьяно боролись, как они считали с пережитками прошлого и не допускали того, чтобы церковь имела какое-либо влияние на население. Если с населением вели пропагандисткою работу до запугивания, то священнослужители подвергались жестоким репрессиям. Любое сопротивление населения властями так же подавлялось.
…Закрыли часовню в 1937 году. В селе и по деревням проводились собрания, чтобы - закрыть часовню в деревне Роща и единоверческую церковь в селе Урмы. Люди не хотели этого, отказывались голосовать за закрытие. Собрание собирали несколько раз. Потом активисты пошли на хитрость. Стали каждому проголосовавшему «за» мужчине давать по бутылке водки, а женщине - 1 кг конфет. Так с трудом было набрано нужное количество голосов, и были закрыты примерно в одно время в селе Урмы церковь «Во имя Рождества Пресвятой Богородицы» и наша старообрядческая часовня «Во имя Рождества Пресвятой Богородицы».
Здание часовни по решению Сельского совета было перевезено в село Урмы и отдано под интернат для детей из деревень, а все имущество часовни было разграблено. Рощинская старообрядческая часовня считалась самой богатой в округе, потому что население Урминской волости были большинство старообрядцы.
Медные иконы и иконы в дорогих убранствах были увезены в район. Остальные иконы, книги были сожжены. Многое из имущества, активисты растащили по домам. После люди видели ковры из часовни и другую утварь у них в домах. Женщины, старушки, дети плакали, глядя, как грабится часовня. Как уничтожается все то, что было приобретено за многие годы на их пожертвования. Часть уцелевших икон была сложена в амбар при доме Ширяевых. Пролежали эти иконы там до 60-х годов, после были увезены в Харенки в Молебный дом Александрой Вавиловной.
Наставники - старики служители часовни были арестованы. Их отправили в район. Милиционеры ехали на лошадях, а старики - наставники с дубинками шли впереди пешком. По слухам все наставники из деревни и нашего района были отправлены по этапу в город Екатеринбург. В 12 километрах от города был для них разбит лагерь. На этом месте многие из них были расстреляны, а остальные отправлены в лагеря. (Сейчас, недалеко от Екатеринбурга воздвигли памятник пострадавшим в годы репрессий).
Из «Книги памяти жертв политических репрессий»:
Ширяев Семен Ефтифеевич 1865 года рождения, арестован 08.05.1936 г. Осужден 03.10.1936 года на 5 лет ссылки в Красноярский край.
Ширяев Афонасий Ефтифеевич 1860 года рождения, арестован 19.09. 1938 года. Осужден 10 июня 1939 года. Приговор 10 лет лишения свободы.
Ширяев Кондратий Ефтифеевич 1908 года рождения арестован 22.02. 1938 г. Осужден 02.11. 1938 г. Дело прекращено за отсутствие состава преступления.
Основание ареста всех - «служители религиозных культов всех вероисповеданий».
Жена, Ширяева Мария, лишена избирательных прав, как член семьи.
Из братьев-наставников никто в деревню не вернулся.
Ширяев Федор Евфтифеевич во время ареста сбежал и скрывался в лесу. Жил в заброшенном амбаре, ставил по ночам свечку и молился. В один из вечеров зашел к родственникам, хотел помыться в бане, кто-то его выследил и донес. Был арестован и осужден.
И после разорения часовни гонения и преследования старообрядцев не прекратились, а наоборот даже усилились. Власти не только преследовали верующих, но даже разоряли их культовые «святые места старообрядцев» - святые могилы. Рискуя быть арестованными, верующие проводили моления тайно в глухих логах, лесах, позднее тайно в избах старообрядцев. В таких трудных условиях смогли сохранить старообрядцы – глубоко верующие, трудолюбивые, выносливые люди благочестивую старину и древнерусские православные обряды и традиции.
Сын Федора Евфтифеевича, Кондратий Федорович приезжал в Рощу, когда было послабление притеснений старообрядцев. Из семьи Ширяевых наставников, осталась в деревне Роща келейная старушка. Жила она в их доме, который после завещала Ермолаю Афонасьевичу. После в этом доме жила его дочь Евдокия Ермолаевна. Из этой глубоко религиозной семьи остался последний служитель Андриян Афанасьевич, который до смерти был наставником старообрядцев в нашем селе. Андриян Афанасьевич крестил детей, брачил новобрачных, отпевал покойных, проводил службы на дому. В деревне Роща за речушкой Гаревка он построил дом и жил там с женой. Детей у них не было. Умер Андриян Афанасьевич в 1970 году. Похоронен на деревенском кладбище.
При сборе материала о часовне Мельцина Зинаида Климентьевна бывшая заведующая Рощинским краеведческим музеем ходила по домам деревни Роща. Зашла в дом, где раньше жили люди, служившие в часовне. Там жила Пыжьянова Евдокия Ермолаевна, внучка наставника Ширяева Афанасия. Евдокия Ермолаевна показала крест, лежавший с закрытия часовни в кладовке (сейчас этот крест в Рощинском краеведческом музее).
Крест из старообрядческой часовни
Выбросить его просто так нельзя, он из часовни - грех. Говорили, что нужно было положить его с покойником в гроб. Такие деревянные кресты устанавливались наверху при входе в Часовню. На кресте - рисунок - распятие Христа. Крест каким-то образом при закрытии часовни уцелел, не был сожжен и с закрытия часовни лежал в кладовке. Краска местами отсырела и отвалилась. На дереве креста, где краска отвалилась, мы увидели буквы, написанные на старо - славянском языке химическим карандашом. Списали текст на листочек бумаги и с помощью Матрены Ермолаевны прочитали следующий текст:
«Рабе Бога нашего Исуса Христа, потрудися, напиши крест мне черноризцу Ионе на простой краске, а не на золоте к Пасхе, или как Бог пошлет. Неугодно ли будет послать через Василия Гордеевича Лузина...».
В Кунгур Лузину.
С боку на кресте дописано: «Иван Григорьевич недавно у нас с тобой свид был». Крест изготовлен был в Роще. И черноризец Ионя отсылал его расписать кому-то. Просил написать его простой краской, а не золотом, к Пасхе или как Бог пошлет. И просил выслать через Василия Гордеевича Лузина. О росписи креста, видимо, заранее была договоренность того человека к кому посылают его на роспись и, возможно, наставника часовни Ивана Григорьевича. Из записи с боку на кресте «...Иван Григорьевич недавно у нас с тобою свид был». Если Иван Григорьевич пра-пра-прадед Матрены Ермолаевны (ее год рождения 1928) то, сколько лет этому кресту? Наверно уже больше 150 лет.
Иноки схимники – это особый статус, положение, когда человек берет на себя большие обеты. В схиму постригают по рекомендации духовника, который видит, что человек вошел в определенную меру совершенства, и может послужить образцом для братии монастыря. Схимником может стать монах, не обязательно имеющий священный сан. Главное дело схимника – молитва, хотя он наряду с другими насельниками скита, тоже несет посильное послушание. В Урминской волости последними иноками – схимниками были отец Лаврентий игумен Кедровского скита и о. Симеон. Покоятся в одном гробе на Цыганской горке недалеко от деревни Кедровка. А черноризцы – люди саном ниже иноков схимников. Так же вели жизнь богоугодную богу, жили в уединении скитах, кельях, носили черные одежды.
1665-1666 году новообразованная Никонианская православная церковь прокляла, /наложила анафему/ на 305 лет на ревнителей древлего благочестия. И только в 1971 году – официальная церковь сняла анафему со старообрядцев. Старая вера была реабилитирована.
Закон «О свободе вероисповеданий» в РСФСР появился в 1990 году, до этого семь десятков лет Советской властью велась непримиримая борьба с религией.
Место старообрядческой часовни в д. Роща
Около часовни были посажены несколько тополей. Сейчас, в 2023 году, на месте, где была часовня, сохранился только один тополь, который напоминает о прежнем благоустройстве данного места.
До настоящего времени в нашем селе есть люди, придерживающиеся старообрядческого вероисповедания, но их количество намного меньше, чем в прежние годы. 70 лет искоренения Советской властью религии не прошли даром.
Примерно с 2009 или 2010 года приверженцы старой веры выпросили комнату на первом этаже в здании Рощинского краеведческого музея. Устроили там молельную комнату, где 10 лет собирались на моления.
Действующая до 2020 года молельная комната старообрядцев в селе Роща в здании музея.
Старообрядческая часовня «Во имя Сретения Господня»
С 2017 года начало строительства новой старообрядческой часовни в нашем селе. А в феврале 2020 года прошла первая служба вновь построенной старообрядческой часовне «Во имя Сретения Господня».
Идея ее строительства принадлежит потомкам семьи Ширяевых. Построена «всем миром» на пожертвования неравнодушных жителей и при помощи сельхоз предприятия ООО «Роща».
Собранный по крупицам за период с 1998 – 2023 годы материал обработала библиотекарь Рощинской библиотеки Останина И.В/