Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры?
Напишите — решим!
Из цикла «Духовная родословная Рощи (Урмов)
и Урминской волости».
Очень скудная информация сохранилась в памяти местных жителей о женском старообрядческом ските у деревни Кедровка Свердловской области, Шалинского района. /В 18-19 веках – это Пермская губерния, Кунгурский уезд, Урминская волость/.
Из воспоминаний жительницы деревни Кедровка Гордеевой Евдокии Ивановны:
Был большой старообрядческий женский скит в 2-3 верстах от деревни Кедровка. Там долгое время жило около 40 скитниц. Из-за преследований властей, что бы ни быть арестованными, они были вынуждены покинуть это место. На месте скита осталось большое старообрядческое кладбище около 30 захоронений. Что говорит о продолжительном пребывании его на этом месте.
А вот так написано о скитницах Кедровского женского скита в «Урало-Сибирском патерике».
Древняя Родословная стариц нам неизвестна, до нас не дошло никаких старых рукописей о их родословий, но только лишь о последних старицах, от устных преданий, елика слышаху от сожительствующих, и елика сами видеша старицы мать Флина и мать Анатолия и по нашему прошению написаша, мы же с их рукописей и от повествования матери Акинфы собрахом. И еще к тому достойная памяти неких деяния и душеполезныя повести приложившее, написахом…
Рисунок 1,2. Уральский патерик.
На Урале, Кунгурского уезда, дерени Кедровка, недалеко от реки Сылва на Зарослой жили старицы, около сорока человек. Бе у них игуменья инокиня схимница Феодора. После ея инокиня схимница Зинаида и по ней управляла скитом инокиня Венедикта. И к ним тут пришли мать Мелентина и мать Александра. А потом они переместились в Ялотуровския пределы, Тобольской губернии, к Калмыковым. После смерти инокини Венедикты была игуменьей престарелая черноризца Акинфия бе на управлении точию четыре года. Так начинается второй том «Уральского патерика».
Речь идет о задуманном, о. Симеоном - черноризцем Кедровского мужского скита инока схимника Лаврентия и начатом под его руководством коллективном труде по истории часовенного согласия, выполненном в традиционнейшем жанре патерика. Его полное самоназвание гласит: «История о отцех и пустынножителях, в последнее гонительное время, подвизавшихся в северных краях Русския земли, в пределах Уральской и Сибирской пустыни». Употребляется на страницах памятника и краткое самоназвание: «Повести чудесных событий». Составители также называют этот свой труд «Уральским патериком».
В пору, когда создавался второй том патерика о старицах, его авторы не имели древних письменных источников о первых женских скитах в нашем районе. Три старицы во главе с матерью Анатолией смутно изложили за происшествием многих десятилетий сведения, о большом поселении пустынниц близ деревни Кедровка место называлось на «Зарослой». Там недалеко от реки Сылва жили около 40 пустынниц. Возможно в нескольких скитах под единым управлением. В 19 веке женскими скитами управляли последовательно сестры инокини - схимницы Феодора, Зинаида, инокиня Венедикта, затем престарелая черноризца матушка Акинфа. До накрытия Акилина, бывшая супруга черноризца Нифонта. Память ей 13 июня, година 7 августа. В письме, адресованном насельницам Кедровского скита, отец Нифонт свою супругу называл мати Иакинфо.
История умалчивает, с какой территории, и точную дату поселения женского скита на «Зарослую». Но в одном из исследований написано, что он переселился в 1860-1870 годах, и был расположен недалеко от деревни Кедровка и в нескольких верстах от мужского старообрядческого скита отца Лаврентия, который переселил свой скит к деревне Кедровка в мае 1843 года.
Рисунок 3. Дорога на «Зарослую»
Скиты не редко подвергались преследованиям и выгонкам со стороны властей. Неприятности настигли скитниц в 1862 году, когда представители властей обнаружили эти скиты и арестовали находившихся там в это время 13 человек (9 мужчин и 4 женщины).
Новый ощутимый удар по скитам со стороны властей был нанесен в декабре 1879 года, когда снова были обнаружены «два раскольнических скита, на небольшом расстоянии один от другого. В скитах были найдены: иконы, книги, богослужебные вещи, а также и многие принадлежности женского костюма: рубашки, сарафаны, шали и т. п. Но женщины успели скрыться, и таким образом, не были захвачены полицией.
Напуганные преследованиями властей и разорением скитов в 1980-1981 годах при игуменье матушке Венедикте большую часть общины пришлось перемещать в Тюменские, Ялуторовские края, поближе к уже переселившемуся мужскому скиту отцов Нифонта и Саввы. В 1880-1890е годы, после отъезда большего количества насельников Кедровских скитов, оставшимися мужскими обителями в урминских лесах руководили иноки Виссарион (Венедикт) и Кастор, а женский недолгое время до переселения возглавляла матушка Акинфа.
Рисунок 4. Место кладбища на Зарослой.
Рисунок 5. Остатки сгнившего поклонного креста с могилы матушки Зинаиды.
Оставшиеся несколько скитниц под руководством матушки Акинфы покинули скит на «Зарослой» и поселились ближе к деревне Кедровка.
В июле 1883 года они жили там еще. Место это до сих пор называют «Акиньино», или «У Акиньи». Там тоже есть несколько могил, и до конца 20 века видны были остатки сгнившего строения кельи. Сама уже престарелая матушка Акинфа позже вместе с группою инокинь перебрались в Ялуторовский уезд, Тобольской губернии. И там после кончины игуменьи матушки Венедикты возглавила переселившийся с «Зарослой» Кедровский скит.
Продолжение следует.
Орфография и пунктуация документов сохранены.
Останина И.В.