Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры?
Напишите — решим!
Из цикла «Духовная родословная Рощи (Урмов) и Урминской волости»
Кедровская пустынь.
Старообрядческий скит отца Лаврентия. Окончание.
Пока не выпросим у староверов прощения и не соединимся все снова — ой, не будет России добра (А.И. Солженицын).
Фото 1. Вход с дороги на тропинку, ведущую к месту скита
Жизнь Кедровского скита в Урминских пределах продолжалась и после переезда основной части скитников под Ялуторовск на заимку братьев Калмыковых.
Оставшиеся насельники скита, в скором времени переселились с Цыганской горки у деревни Кедровка в другое место в пределах Урминской волости. Объединились со скитом, которым с 1870х – до начала 1880х годов руководил черноризец Кастор (Кирилл). После до 1890х игуменом был отец Виссарион (Венедикт Григорьевич).
Достаточно яркое представление об урминских скитах того времени дают воспоминания Д. С. Колегова, который в юном возрасте проживал здесь в 1883–1885 годах. «Дошли до назначенных пределов и прибыли в деревню Кедровка Урминской волости Кунгурского уезда. Тут сначала нам говорили, что никаких старцев у них нет, что даже про них будто и не слыхали. И только, истомивши нас в работе две недели, свели родительницу и сестру к матери Акинфе, а меня к отцу Виссариону. В то время он был Венедикт Григорьевич, руководил скитом до 1890-х годов. Вели меня верст 15 лесом, а версты три дорога была деревянная, с колоды на колоду так, что полесовщик, пройдя через нашу дорогу, может не заметить. У самой же кельи и вовсе дороги не было, одна чаща лесная. Жили мы около шести человек; женский пол к нам не пускали. Тут жил я два года, привык к службе Божией и научился петь по крюкам и писать певческие книги и каноны…».
(Колегов Д. С. Мое пребывание в расколе. 1903 год).
Колегов Д.С. пишет, что его вели к старцам от деревни Кедровка верст 15 лесом. Если бы Кедровский скит еще не переселился, вероятнее всего его привели бы в этот скит, ведь он находился не больше 1 км от деревни Кедровка. А вот сестру и мать Волегова Д.С. отвели в скит матушки Акинфы, он находился подальше Кедровского мужского скита. Это известный скит инокинь схимниц Феодоры и Зинаиды (описание женского скита будет в следующей статье).
После переселения всех насельников скита, если считать 1883 год, то по прошествии 141 (2024) года, место, где похоронены последние иноки схимники Лаврентий и Симеон, считается святым местом. Куда каждый год, несмотря на многолетние преследования со стороны властей и никонианской церкви, собираются старообрядцы на поминальное моление.
…На могилу же инока схимника Лаврентия и инока Симеона собирашеся множество христиан во дни памяти их, молитвы ради.
(А.С. Белобородов, Ю.В.Боровик «Староверы горнозаводского Урала: страницы истории согласия беглопоповцев часовенных 18 начала 20 века»)
Со слов Гордеевой Евдокии Ивановны и Киряковой Акилины Маркеловны (жительниц деревни Кедровки), после переселения скита могилы не раз подвергались разорению по указанию советских властей. И вот какие случаи были записаны по воспоминаниям жителей деревни и старообрядцев бывших скитов:
…Единою же безбожные власти, преследующе их, умыслиша выгрести мощи их. И егда разскопаша могилу, тогда мощи им не показашася, но точию зряшеся вода и плаваху две чурочки на воде. И азъ бых тамо и своима очима сия видех, говорит повествователь Иоаннъ Иоакимович, настоятель, иже на Ижбалде и на Кедровке.
(А С. Белобородов, Ю.В.Боровик «Староверы горнозаводского Урала: страницы истории согласия беглопоповцев часовенных 18 начала 20 века»)
Трудно поверить, если кто был в этом святом месте, что при раскопках могила иноков схимников Лаврентия и Симеона заполнились водой. Откуда могла взяться вода? В метрах 7-8 глубокий лог, раньше был родник и колодец на нем. Колодец сохранился до наших дней. Могилы находятся на возвышенности. Но именно так и рассказывали старожилы деревни, что бог не допустил осквернить прах последних иноков схимников, и при раскопке, могила быстро заполнилась водой, только всплыло 2 чурочки. После каждого разорения кладбища жители Кедровки и соседних деревень восстанавливали старообрядческие могилы.
…Еще поведаше о сем черноризица Мирольга, что на том месте, где покоятся инок схимник Лаврентий и Симеон, были мнозе могилы, и между ими были три: черноризца Козмы, черноризца Савы и черноризца Лукьяна. И по причине многолюднаго собрания заровняли те три могилы и стали стоять на том месте, молиться. И во время моления беснующия кричали, между прочим, произносили такие слова: «Одних почитают, а других попирают», ибо предреченные три могилы были попираемы от молящихся.
И услышавше сия от бесных, богомольцы (жители Кедровки) раскопали могилы, призвали отца Паисия. Два гроба были аки новыя, а третий бысть истлевши, точию кости. А гробы открыть отецъ Паисий не разрешил, коея ради вины — не веж одинъ гроб онъ открывал мало покрышку и посмотрел, но я сего не веж. И они оставлены были на своих местах не перенесены, а только срублены были новыя обрубчики и поставлены новые кресты. Над могилами же была построена крыша - навес из тонких досок, где богомольцы сохранялись от дождя. А у крыши стояла толстая зеленая ель, которую восхотели лесозаготовители срубить и уронить на слабую крышу толстое дерево с целью разрушить покров могильный. Но на деле явилось не так, древо преломися на четыре части, а крыша по падению на неё великаго древа в целости оста, Божиим яве сохранися промыслом.
(А С. Белобородов, Ю.В.Боровик «Староверы горнозаводского Урала: страницы истории согласия беглопоповцев часовенных 18 начала 20 века»)
Когда образовался колхоз в деревне Кедровка, крышу – из досок над могилами в 1929-1930 годах разобрали и перевезли в Ионичи. Закрыли там овин, где сушили зерно. Но в пользу этот вандализм колхозников не пошел, в том же году под осень, от удара молнии сушильный зерновой ток сгорел.
Проследить за дальнейшими многочисленными переселениями Кедровских скитников с Урминской волости можно по биографии одного из насельников скита отца Саввы.
Черноризец Савва (Мягков Селивестр Ефимович), из уральских крестьян. В 1872 году пришел в скит отца Нифонта близ деревни Кедровка Кунгурского уезда Пермской губернии на реке Сылва. Около 1877/1878 годов был пострижен отцом Нифонтом. Около 1878/1879 г. о. Нифонт с одним лишь о. Саввой удалился из скита на безмолвное житие, а около 1882/1883 г. по совету о. Иеремии переместился на заимку Калмыковых, в Ялуторовском уезде, Тобольской губернии, в 8 верстах от заимки. Здесь скит отца Нифонта прожил 9 лет, здесь же после его кончины 26 января 1890 г. о. Савва возглавил скит. На следующий год власти погромили скит, и о. Савва в 1892 г. переместил его на правобережье р. Обь, на р. Чулым, севернее г. Томска. С ним уехали о. Силуян, о. Кирилл и др., м. Мелентина (Кунгурская) со своим скитом. В 1917 г. о. Савва, м. Мелентина и др. переместились со своими скитами в болотистые места левобережья р. Обь, «в Колыванскую тайгу», на р. Парбиг. А о. Силуян и о. Гурий — на Дальний Восток, «на открытое море».
(Урало – Сибирский патерик. Тексты и комментарии. Кн. 1)
Фото 2.Тропинка, ведущая на старообрядческое кладбище скита о. Лаврентия
До настоящего времени старообрядцы Свердловской области поддерживают связь с потомками насельников скитов бывшей Урминской волости и не только. Оказывают помощь, ездят на обучение старообрядческой грамоте, привозят рукописные иконы, книги. Некоторые остаются там жить, полностью посвящая себя служению богу ради спасения души. Скиты находятся в Сибири по реке Енисей и по его притокам.
Орфография и пунктуация документов сохранены.
Останина И.В.
Январь 2025 год.
Старообрядческий скит.
В чаще леса у Кедровки
Есть «места святые».
Там на горке на Цыганской
Могилы дорогие.Много лет тому назад
Скит там появился,
Отец Лаврентий с братией
Туда переселился.Скитские насельники
День и ночь трудились.
Надо было, как то жить
Огороды разводить.Как самое бесценное
Они иконы берегли,
Книги переписывали,
Веру в народ несли.Век за веком пролетели,
Но могилы эти чтут,
Каждый год старообрядцы
На моленье к ним идут.(Н. Журавлева)