Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры?
Напишите — решим!
История сохранила нам мало свидетельств о селе Урмы и его жителях 16-19 веков. Эти материалы разбросаны по разным фондам Российских государственных архивов в древних актах и требуют тщательного отбора и изучения.
Название нашего села в разных исторических документах, картах, ревизских сказках, списках селений за разные годы и др./ встречается разное: Урмия, Урман, деревня Урминская, село Урминское, Урмы. С 1964 года село Урмы переименовано в село Роща. Со строительством православной единоверческой Рождество-Богородицкой церкви деревня Урмы стала называться селом. И где-то ближе к середине 19 века село Урмы стало центром Урминской волости. Урминская волость до 1926 года относилась к Пермской губернии, Кунгурскому уезду. В нее входило по переписям селений за 1883год – 46; 1889 год – 65; 1904 год - 123 деревни и хутора.
Единоверие введено с 1799-1800 годов. Единоверие – направление в старообрядчестве, сторонники которого при сохранении древних богослужебных чинов /двоеперстие, служба по старопечатным книгам и др…/ и древнерусского бытового уклада признают иерархическую юрисдикцию Московского патриарха. По определению епископа Симона (Швелева), «единоверие есть примиренное с Русской и Вселенской Церковью старообрядчество»/. В советское время в связи с тотальными гонениями на церковь и на старый уклад жизни, единоверие практически исчезло. С конца 1980х годов 20 века старый обряд на лоне Русской православной церкви переживает второе рождение.
Из Клировых ведомостей Урминской Рождество-Богородицкой церкви за 1902 и 1916 годы, найденных в Кунгурском архиве, мы узнали, что первая единоверческая церковь, построенная в нашем селе, по дате описи хранящихся Исповедальных подписей и копий с Метрических книг 1844 года, была уже построена и действовала. /Фонд 497. Опись 1. Дело 8а. Лист 210.; Фонд 497. Опись1. Дело17. Лист 22/. Но в 1861 году сгорела. Причины пожара не известны. И к сожалению нет фотографии первого здания церкви, хотя она действовала в Урмах около двадцати лет.
К сей ведомости /Интернет/
При поиске встретились Корепановы: 1840-1842 г.г. пономарь Михаил Корепанов Бизярского завода Осинского уезда (Ф.37.Оп.3.Д.6.) 1844г. единоверческой церкви Урминского села Кунгурского уезда (Ф.532). Пономарь Михаил Корепанов (Ф.37.Оп.2.Д.159.) 1846 г. единоверческой церкви Урминского села Кунгурского уезда (Ф.289). Дьячок Михаил Корепанов (Ф.37.Оп.1.Д.172) 1863 г. единоверческой церкви Урминского села Кунгурского уезда (Ф.036). Дьячок Михаил Корепанов (Ф.37.Оп.4.Д.84) 1864 г. единоверческой церкви Урминского села.
ГАПК 37.1.172 МК Урминское (Урмия) Кунгурского уезда, Рождество-Богородицкая единоверческая церковь (кадр 292 № записи 4 01/03 апреля 1846) Мария села Урмов сей церкви дьячка Михаила Стефанова Корепанова и законная жена Афанасия Иванова, восприемники священника Григория Луконина, жена Елена Петрова, одна.
ГАПК 37.1.172 МК Урминское (Урмия) Кунгурского уезда, Рождество-Богородицкая единоверческая церковь (кадр 308 № записи 4 27/29 августа 1846г.) умерла села Урмов, сей церкви дьячка Михаила Стефанова Корепанова дочь Мария, поносом. Похоронена при церкви.
ГАПК 37.1.184 МК Урминское (Урмия) Кунгурского уезда, Рождество-Богородицкая единоверческая церковь (кадр 803, № записи 22 14/16 октября 1849г.) Параскева села Урмов сей церкви дьячка Михаила Стефанова Корепанова и законная жена Афанасия Иванова, восприемники: пономарь Афанасий Терентьев Собянин и священника Григория Луканина жена Елена Петрова.
В этом же, 1844 году, закончено строительство за счет казны на церковной территории добротного одноэтажного дома на фундаменте для священника.
Из этих же документов: Клировых ведомостей Урминской Рождество-Богородицкой церкви за 1902 и 1916 годы, и Послужных списков за 1916, 1917 годы, мы узнали, что церковь, здание которой стояло у нас в селе до 70х годов 20 века, его хорошо помнят старожилы села, была построена в 1864 году старанием Екатеринбургского купца Стефана Федоровича Печурина, а также при помощи добровольных пожертвований. Построена она вместо сгоревшей в 1861 году церкви. Спустя 26 лет в 1890 году к ней пристроена деревянная колокольня и трапезная, которая не оштукатурена и тесом не обшита. Построена на капитал господина Статского советника Николая Михайловича Столбова, жителя города Кунгура.
Здание второй выстроенной церкви деревянное, на высоком каменном фундаменте, с возвышающейся колокольней. Покрыта крыша церкви была тёсом, а колокольня железом.
«Утварью церковь недостаточна и бедна», - так написано в Клировых ведомостях 1902 и 1916 года. Церковь бедна утварью потому, что в Урминской волости православных единоверцев было намного меньше, чем ревнителей древлего благочестия – староверов часовенных беспоповцев. А значит, пожертвований и доходов от прихожан в церковь в то время поступало мало. Большая их доля уходила в старообрядческую часовню, которая находилась в деревне Роща в километре от церкви.
Фото 1. Рождество-Богородицкая церковь села Урмы с картины нарисованной по памяти Казариновым Кондратием Григорьевичем (родился в деревне Сухоречье, Ломовского с/с) и подаренной им краеведческому музею села Роща
Ведомость о церкви Рождество-Богородицкой единоверческой села Урминского, Кунгурского уезда, за 1902 год. /Архив г. Кунгура/
Ведомость о суммах свечной и церковной за 1902 год. |
|||||||||||||||||
Название места |
Остаток 1901г. |
В 1902г. поступило на приход |
В 1902г. израсходовано |
К 1 января 1903г. осталось |
|||||||||||||
Руб. |
Коп. |
Руб. |
Коп. |
Руб. |
Коп. |
Руб. |
Коп. |
||||||||||
Урминской единоверческой Рождество-Богородицкой церкви, Кунгурского уезда. |
46 |
84 |
204 |
59 |
220 |
28 |
61 |
15 |
О прихожанах означенной
Рождество-Богородицкой единоверческой церкви Кунгурского уезда, Пермской Епархии за 1902 год.
В каких местах и какого звания прихожане |
Число дворов |
Число душ |
В каком расстоянии от церкви и нет ли препятствий в их сообщении |
|
мужчин |
женщин |
|||
Военных |
29 |
121 |
146 |
От первой 30 верст в летнее время верховой путь. От 30-40 верст по малым дорогам лесной местности. |
В селе Урминском и деревнях |
191 |
761 |
834 |
|
В Кыновском заводе и деревнях |
47 |
190 |
201 |
|
Итого |
267 |
1042 |
1184 |
|
Сверх того раскольников |
278 |
1112 |
1245 |
|
Всего |
545 |
2184 |
2429 |
В означенном приходе имеется молитвенных домов бегло-поповской секты, не разрешенных правительством, три. Наставников больше, известно 6 человек, а именно: в селе Урминском Иосиф Василиев Бабиков. В деревне Нековской (Моховлянах) Николай Брезгин. Дуван Ефим Дудин. В деревне Басской Г. Гусельников. Шамары Никита Калинин. В Низовской - Аммос Пщеницин. Кроме того в деревне Шамары есть молитвенный дом Австрийского согласия, разрешенный правительством, где находится архиерей Антоний именуемый себя Епископом Пермским и Тобольским. Афанасий Григориев Поромов. Мастеровой Невьянского завода, Екатеринбургского уезда со многими служащими при нем. При этом молитвенном доме есть архиерей деревни Верх – Басская крестьянин Прокопий Трофимов Гусельников. Сила раскола и вред его для церкви развит с обеих сторон, как австрийцами, так и часовенными с давних лет.
Священник: Василий Георгиев Липин
Псаломщик: Петр Венедиктов Горбунов.
Протоирей Петр Пономарев.
Священник Владимир Бабиков.
Свои пожертвования на содержание и благоустройство церкви вносили и жители Урминской волости. О чем свидетельствует сохранившийся документ, Архипастырское благословение Хлызову Андрею Андреевичу, переданный в музей жительницей деревни Павлы Пятуниной Марией Ивановной в 2000 году, она приходилась ему внучкой.
Фото 2. Архипастырское благословение от 27 февраля 1914 года
Пермская Духовная Консистория
сим свидетельствует, что Андрею Андреевичу Хлызову, за соделанные в Рождество – Богородицкую церковь села Урмы Кунгурского уезда пожертвования, Его Преосвященством Преосвященныйшим Палладием, Епископом Пермским и Соликамским, передано Архипастырское благословение от 27 февраля 1914 года.
Ведомость о церкви Рождество-Богородицкой, состоящей в селе Урминском Кунгурского уезда, Пермской Епархии за 1916 год. /Архив г. Кунгур/.
Фото 3. Клировая ведомость Рождество-Богородицкой церкви за 1916 год
1) Церковь построена в 1964 году тщанием Екатеринбургского купца Стефана Федоровича Пичурина, при помощи доброхотных пожертвований, вместо сгоревшей в 1861 году.
2) Зданием деревянная, на каменном фундаменте, возвышается колокольней. Покрыта церковь тесом, а колокольня железом. Снаружи обшита тесом и выкрашена желтой масляной краской. Внутри оштукатурена, пол, окна, двери выкрашены масляной краской.
3) Престолов в ней один в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
4) Утварью бедна.
5) По штату при ней положены: священник, дьякон и псаломщик.
6) Жалование положено: священнику-600 руб., дьякону-400 руб. и псаломщику 200 руб. в год.
7) Кружечных доходов за 1916 год получено 400 рублей.
и) Другие источники содержания членов причта и количество поступающего от них дохода: от прихожан скудный хлебный сбор.
8) Земли при церкви состоит: усадебной вместе с погостом церковным 1 десят. 600 квадратных саженей. Пахотной и сенокосной земли нет. В расстоянии от церкви всего 1 десят. 600 квадратных саженей.
9) Дома для священно и церковно служителей на церковной усадебной земле два деревянные, составляют собственность церкви.
Первый дом для священника, построен от казны в 1844 году, а в 1915 отремонтирован. Второй дом для псаломщика пожертвован крестьянской вдовой села Урминского Ефимьей Ивановной Кормщиковой, на вечное поминовение об упокоении ее мужа Феодосия. Дом этот построен в 1899 году. Для дьякона и просфорни домов нет.
10) Состояние домов: удовлетворительное.
11) Расположением сия церковь от Консистории 184 верстах, от местного благочинного в селе Березовском в 65 верстах, от уездного города Кунгура в 97 верстах. От станции Шамары Пермской железной дороги в 30 верстах. Почтовый адрес церкви: село Урмы, Кунгурского уезда.
12) Ближайшие к сей церкви: Единоверческие Заводо – Сылвенская и Заводо –Молебская, Красноуфимского уезда в 50 верстах. Православная села Крюка в 18 верстах, села Асова в 40 верстах.
13) Приписанных к сей церкви церквей, и часовен нет.
Опись церковному имуществу заведена с 1903 года, хранится в целости, проверена не была.
15) Приходные и расходные книги о суммах свечной и церковной за шнуром и печатью Пермской Духовной Консисторией даны на 1914,1915,1916 года, ведутся исправно. Хранятся в целости.
16) Копии метрических книг хранятся в целости с 1844 года.
17) В обыскной книге, выданной в 1908 году, мае, за шнуром и печатью 82 исписанных листа, 18 не писанных.
18) Исповедные росписи находятся в целости с 1844 года, за исключением 1878, 1881, 1893 годов.
19) Книги, до церковного круга подлежащие есть, за исключением Типикон Триоди постной и книги молебных чтений.
В церковной библиотеке находится книг для чтения предназначенных 101 том, высланных хозяйственным управлением при Святом Синоде.
20) Церковные деньги в целости за ключом старосты и печатью церковною. Неподвижной суммы состоящей в кредитных учреждениях нет, а билет находится в целости.
21) Имеющиеся в приходе школы: церковных нет.
Земские с учениками православными и старообрядцами: Урминская, Тепляковская, Ломовская, Залеснинская и Марковская. Исключительно с учениками старообрядцами: Большая-Бизевская, Коптельская и Шамарская.
22) При церкви состоит старостою церковным Стефан Стефанов Мельцин, который должность проходит с февраля месяца 1911 года.
23) Преосвященный последний раз посетил приход в 1897 году.
Фото 4. Сельский клуб в селе Урмы бывшее здание церкви 1950-1952 г.
Ведомость о приходе 1916 год.
Сколько прихожан, и в каких местах, и лиц иноверных, и инословных исповеданий, старообрядцев и сектантов. |
Число домов и хозяйств |
Число душ |
В каком расстоянии от церкви и нет ли препятствий в сообщении |
|
муж |
жен |
|||
Урминском |
10 |
44 |
40 |
При церкви в верстах |
Симонятах, Тюрятах, Климиной, Рощи, Обросятах, Оленичах, Заладейке |
16 |
35 |
39 |
1-5 верст |
Бизь, Кордон, Сухановой, Козмичах, Запольских, Лом, Сухоречье, Посохиной, Тиминой, Дубровиной, Залесной |
112 |
282 |
311 |
8-20 верст |
Моховлян, Недуган, Новосел, Демидовых, Ломовой, Евтятах, Макаровой, Павлах, Антипятах |
43 |
109 |
126 |
3-8 верст |
Тепляках, Калининой, Овчинниковой |
9 |
38 |
35 |
16-18 верст |
Итого в приходе: В том числе духовных |
190 4 |
508 10 |
551 13 |
|
Дворян Мещан Крестьян В пределах прихода имеют жительство Раскольников (сколько какого толка) Часовенных Австрийцев (Какой сколько секты) Поморцев |
- - 186 839 86 9 |
- - 498 1688 179 29 |
- - 538 1761 186 31 |
|
Итого |
1124 |
2404 |
2529 |
Священник Спиридон Быков. Псаломщик Михаил Арапов.
Численность населения Урминского приходав 1916 году: 4933 человека.
Послужные списки священно церковно служителей с их семействами
и церковных старост и сведений о вдовах и сиротах,
подведомственных церкви.
Священник Сергий Алексиев Чесноков, сын крестьянина, родился 14-го марта 1892 года; жалованья получает от казны 600 руб. в год. Недвижимого имущества ни у самого, ни у жены нет.
Обучался в Кунгурском городском училище; курса не окончил, выбыл по домашним обстоятельствам из 4-го класса 7 ноября 1907.
Сдал экзамен на псаломщика 3 июня 1908 г.
Определен исполняющим дела псаломщика к Урминской Рождество-Богородицкой единоверческой церкви, Кунгурского уезда 3 октября 1908 г.
Принят в духовное звание и утвержден в должности псаломщика 22 сентября 1910 г.
По прошению перемещен на псаломщическую вакансию к православной церкви села Воскресенского Соликамского уезда 27 октября 1910 г.
По прошению перемещен на ту же должность к Усть-Игумской Николаевской церкви Соликамского уезда с возведением в сан диакона 10 февраля 1911 г.
При Пермской испытательной экзаменационной комиссии сдал экзамен на священника 17 февраля 1916 г. Назначен на священническую вакансию к сей церкви 3 августа 1916 г.
Его Преосвященством, Преосвященнейшим Пименом, начальником миссии, что в Перми, рукоположен в сан священника 4 сентября 1916 г.
В 1915 г. был на Миссионерских курсах, имеет удостоверение.
Отношением Инспектора народных училищ 2-го района Чердынского уезда от 29 сентября 1916 назначен законоучителем Усть-Пожегского училища, но за дальностью расстояния 25 верст, и неудобству путей сообщения от несения обязанностей законоучителя отказался.
Указы и ставленые грамоты имеет.
Взысканиям по суду не подвергался и ныне под судом или следствием не состоит.
Женат. Жена Варвара Порфирьева, родилась 4 декабря 1891 г. Дети: Галина, родилась 2 апреля 1911 г., Александра, родилась 30 октября 1913 г., Иулия, родилась 9 мая 1916 г.
Военные волнения Гражданской войны закончились в Урминской волости только к январю 1920 года. В селе Урмы и всей Урминской волости установлена Советская власть. С установлением в селе Советской власти, пошла речь о закрытии церкви. Большевики рьяно боролись, как они считали с пережитками прошлого и не допускали того, чтобы церковь имела какое-либо влияние на население. Если с населением вели пропагандисткою работу до запугивания, то священнослужители подвергались жестоким репрессиям. Их высылали с мест проживания, конфисковали имущество. Взрослых детей священников вынуждали отказываться от своих осужденных родителей, чтобы остаться жить на прежнем месте.
Акты конфискации имущества священнослужителей Рождество-Богородицкой церкви села Урмы. /Архив города Кунгура/.
Фото 5, 6. Акт конфискации имущества Петрова Вячеслава Павловича
Из Списка единоверческих церквей, по уездам, с показанием состава причтов и др. сведений. Кунгурский уезд.
...Село Урьмь, II благочинного. округа, Кунгурского уезда.
...Село Урмы, Богородицкая церковь, деревянная, построенная в 1964 году. Престолов 1. От Консистории 180 верст, от Благочинного 97 верст. Один священник и один псаломщик. Священник Симеон Илиин Кирпищиков 48 лет, обучался в духовном училище. Исполняет должность псаломщика Вячеслав Павлович Петров 36 лет, окончил начальное училище.
Акт конфискации имущества псаломщика Рождество-Богородицкой церкви Петрова Вячеслава Павловича от 10 августа 1920 года. В акте написано, что они с женой бежали из села вместе с белогвардейцами при освобождении села Красной армией. Семья Петрова В.П.: жена Петрова Екатерина и сыновья Георгий и Евгений. Чтобы остаться жить в селе и не быть репрессированными сыновья вынуждены были отказаться от отца. Петрова Екатерина с сыновьями жили в небольшом домике рядом с церковью. Петров Георгий Вячеславович педагог, ветеран ВОВ. Петров Евгений Вячеславович младший лейтенант, пропал без вести в 1943 году. Петрова Екатерина жила в Урмах до старости. Похоронена в Роще на другой стороне речушки Гаревки.
Фото7, 8. Акт конфискации имущества священника Калачева
Население нашей волости было верующее, и коммунистам было трудно доводить до населения директивы Советской власти.
Выписка из сводки Уполномоченного Кунгурского уезда информационного пункта Г.П.У. т. Абросимого от 31.08.1922 года.
В Урминской волости настроение населения плохое, выражается тем, что данная волость не получила совершенно семян, поля не засеяны, этим и выражается недовольство. О переходе к единому хозяйственному плану - крестьяне это совершенно не знают, т. к. членов советской партии нет и разъяснять некому, агитация никак не ведется. Отношение к коммунистам плохое, ввиду того, что население большинство старообрядцы и шибко верующие в Бога и недовольными являются только тем, что коммунисты не верят в Бога.
Деятельность райисполкома, декреты, выполняются по мере возможности, текущая работа идет очень слабо, члены возможного исполкома на заседания не являются. Председатель исполкома 17 июня 11 ч. дня, а заседания еще не проводилось. Председатель исполкома Курсанин Михаил Семенович - середняк, при белых был дома, в Красной Армии не служил. Заведующий отделом труда Шайдуров, при белых был дезертир и при красных тоже, в рядах Красной Армии не был. Зав. отделом Гиляшев Николай Алексеевич, при белых служил в армии, при красных находился на железной дороге.
Продналог выполняется хорошо, благодаря энергичной работе прединспектора т. Собанина.
Масло уплочено - 95%.; Яиц-90%.; Денежного налога - 70%.
Зав, зем. отделом работоспособный, работу выполняет аккуратно и распоряжения уезда.
В каждом обществе есть посевком и дает инструктирования, которые касаются их».
Фонд - 12. Дело № 2. Опись - 1.
Выписка о положении в Урминской волости в 1922 году подтверждает, что население волости сильно верующее. И поэтому очень трудно было выполнить указ от 29 апреля 1923 г. «Постановление ВЦИК о закрытии храмов на усмотрение местной власти» и заставить людей принять решение о закрытии церкви. Собрание по этому вопросу собирали много раз. Примерно в 1925-1927 годах различными уловками, (говорили, было и такое: каждому проголосовавшему за закрытие церкви мужчине давали бутылку водки, а женщине 1 кг. конфет) активистами было набрано нужное количество голосов, чтобы закрыть церковь. Но церковь даже после принятия этого решения еще какое-то время действовала. Слышны были мелодии церковного колокола. И все-таки Рождество – Богородицкая церковь в годы Советской власти была закрыта и осквернена.
Из воспоминаний Кирякова Самуила Сидоровича. (1922 год рождения).
«Я жил не в самом селе, а на хуторе, недалеко от Урмов. Когда мне было 5-6 лет (30-е годы 20 века), мой крестный брал меня несколько раз на Урминский базар в выходной день. В солнечный день с Курсанинской горы купол церкви светился, горел, как второе солнышко, даже больно было глазам смотреть на него. Снаружи стены церкви были обиты тесом и покрашены желтой краской.
Моя семья старообрядческой часовенной веры, церковь нам посещать было грешно. Но мне очень хотелось посмотреть ее поближе. В 9-10 лет я пошел учиться в школу. Школа была недалеко от церкви. Первый раз, придя в школу, я сразу побежал посмотреть на церковь. Церковь была обнесена высокой чугунной оградой, с очень красивым витым рисунком. /Видимо, ограда чугунная была сделана после 1916 года, потому что в Клировой ведомости за 1916 год о ней не упоминается/. А купола в этом году уже на церкви не было. Видимо, церковь была уже закрыта.
Со слов Телепова Семена Федоровича:
- Колхоз образовался в Урмах в 29-30 годы. К моменту образования колхоза церковь была уже закрыта. Таким образом, Рождество-Богородицкая церковь была ликвидирована в 29 или 30-м годах. (Документального подтверждения точного года ее закрытия мы не знаем). Часть имущества и дорогого убранства церкви было отправлено в район, а остальное разграблено или растащено по домам. После закрытия здание церкви было отдано под сельский клуб. Мы, маленькие ребята, бегали в клуб. Там, за сценой, в небольшой кладовочке, стоял красивый сундук с церковной утварью. Мы открывали крышку. Сундук был наполнен иконами, церковными книгами, там же было одеяние попа. Мы его долго разглядывали, так как оно было очень красиво расшито «золотом». Куда потом делся этот сундук, не знаю.
Значит, не все церковное имущество было сразу вывезено из церкви, уничтожено и разграблено. Что - то там находилось еще некоторое время. Старожилы села говорили, что более ценное церковное имущество увезли в район, а часть уничтожили на месте.
Из воспоминаний Ковшевникова Павла Исааковича:
Его бабушка рассказывала, что при разорении церкви активисты кидали церковные книги прямо в реку Сылва. Ведь из Клировой ведомости за 1916 год мы знаем, что в церковной библиотеке уже находилось книг, предназначенных для чтения, 101 том. Они были высланы хозяйственным управлением при Святом Синоде.
Несколько томов церковных книг от уничтожения сберегла мама Ковшевниковой Степаниды Яковлевны (бабушка Ковшевникова П.И.) Морозова Мария Хрисантьевна (родом она из Тимино-Терси). Она какое-то время пела в церковном хоре. А муж ее Морозов Яков Семенович был последним старостой Рождество-Богородицкой церкви. Сохраненные богослужебные церковные книги лежали на чердаке их дома до ее смерти. Когда она умерла, книги положили в гроб с покойной. (А еще были Клировые ведомости, Метрические книги или какие-то другие церковные записи за период с 1905 года до года закрытия церкви. Эти записи Павел Исаакович уже в 80х годах отдал Черныш Валентине, занимающейся сбором истории нашего села, района).
Фото 9. Морозов Яков Семенович с женой Марией Хрисантьевной, дочерьми Натальей и Феодосией
В 1943 году с церкви (тогда уже в ней был сельский клуб) сняли колокольню и перестроили крышу. В колокольне установили движок, вырабатывающий электроэнергию для киноустановки. После строительства нового здания для клуба в бывшей церкви был колхозный склад для хранения зерна. И небольшой период здание использовали под школьные мастерские и спортзал. В 1972-1973 годах здание церкви определяют под снос.
Фото 10. Семья Петрова Георгия Вячеславовича
и Мясникова Анатолия Ермиловича с.Урмы 27.06.1949г.
на фоне сельского клуба, бывшее здание церкви
Фото 11. с. Урмы 26.06.1949 г. Мясников А.Е., Киряков Е.В., Перин П.С.
Со слов Ковшевникова П. И.:
Байбарин А. и Франчук (рабочие Урминского леспромхоза) вручную церковь разобрать не смогли, рвали ее леспромхозовским трелевочником. Часть строительного материала от церкви увезли на строительство клуба в деревню Низ, а остальной пытались распилить на дрова для Павлинского клуба. Но бревна были очень прочные, они были цветом скрасна и очень плохо пилились. Цепи точили после распиливания каждого бревна. Чурки трудно было колоть. Не поддавшийся материал вывезли на свалку у речушки Гаревка.
На этом история Рождество-Богородицкой церкви в селе Урмы не заканчивается.
Продолжение следует…
Материал подготовили: Останина Ираида Власьевна, Шестакова Маргарита Григорьевна