Лариса Потеряева рекомендует: Захар Прилепин «Обитель», Евгений Водолазкин «Лавр», Ариадна Борисова «Змеев столб»
- Автор: Администратор
Есть книги, после прочтения, которых что-то в тебе переворачивается, какое-то время находишься под впечатлением прочитанного, осмысливаешь… Наверняка у каждого читателя есть такая книга и не одна. Мой список состоит из таких книг-новинок, которые бы я хотела порекомендовать к прочтению и которые очень хочется обсудить с Вами, дорогой читатель. А для обсуждения приглашаю Вас в клуб «Диалог», созданный при Шалинской центральной библиотеке. Встречи клуба состоятся в октябре-ноябре. А пока у Вас есть благоприятное летнее время для чтения и осмысления прочитанного!
Захар Прилепин «Обитель»
Книга, получившаяпервенство в номинациях за лучшее прозаическое и художественное произведение таких престижных литературных премий как “Книга года-2014”, “Большая книга-2014”, «Книжная премия Рунета-2014″.
Обитель — это Соловецкий лагерь особого назначения, бывший прежде монастырём и всегда, во все времена, — тюрьмой. Действие происходит в середине 20-х годов. Молодой человек двадцати семи лет от роду, оказавшийся в лагере. Величественная природа – и клубок человеческих судеб, где невозможно отличить палачей от жертв. Трагическая история одной любви – и история всей страны с ее болью, кровью, ненавистью, отраженная в Соловецком острове, как в зеркале. Читать интересно. Думать о прочитанном сложно. По сути, это даже не роман о Соловках, а подробная реконструкция нескольких лет из жизни лагеря по материалам документов и дневников. Реконструкция, разумеется, крайне художественная — с богатыми историческими декорациями, лихо закрученным сюжетом и десятком фактурных, тщательно выписанных персонажей.
Сама книга заслуживает внимательного прочтения не только увлекающимся историей людям, но и всем ценителям современной русской прозы, потому что в этой книге есть самое главное – человеческая жизнь.
Евгений Водолазкин «Лавр»
Роман удостоен литературных премий: «Большая книга – 2013», «Ясная Поляна», премию конвента «Портал». В 2016 году награждён итальянско-русской Премией Горького (Сорренто).
Подзаголовок книги - "Неисторический роман" - как будто бы снимает с автора ответственность за точное изложение обстоятельств, в которых происходит действие (Русь, конец XV в.). По сути "Лавр" - это житие святого с описанием мыслей, ощущений, искушений, которым он противостоит, и подвигов, которые он совершает. Прототипом главного героя был выбран Варлаам Керетский (православный священник, позже монах; провёл аскетическую жизнь на Кольском полуострове в XVI веке) Герой романа – средневековый врач, святой чудотворец. Обладая даром исцеления, он, тем не менее, не может спасти свою возлюбленную и принимает решение пройти земной путь вместо нее. Так жизнь превращается в житие. Он выхаживает чумных и раненых, убогих и немощных, и чем больше жертвует собой, тем очевиднее крепнет его дар. Но возможно ли любовью и жертвой спасти душу человека, не сумев уберечь ее земной оболочки? Очень интересно описана жизнь средневековых героев, не менее интересны познания в лекарственных травах, книгах, которые тогда читали, одежде, утвари, самом укладе жизни и тогдашнем менталитете.
"Лавр" - глубокий и мощный роман с размеренным темпом повествования и речью, близкой к библейской. Сильнее всего он подействует на людей, которые не чужды православной церкви: их книга вдохновит и придаст им сил. Но и остальным стоит ее прочитать: такие произведения - это глоток чистого воздуха в современной литературе.
Ариадна Борисова «Змеев столб»
Этот роман - подлинная история недавнего прошлого России, страницы живой памяти: репрессии, геноцид, война. К позорному столбу приковывали осужденных. Герои романа – еврейский парень Хаим и русская девушка Мария – осуждены без вины. Только из-за происхождения их репрессируют и ссылают из Литвы на острова смерти в Якутию. Сохранить любовь и человечность там практически невозможно. Но именно эти качества и придают молодым людям силы, именно они помогают выжить.Их ждут голод, холод, потеря близких и смерть, которая подходит все ближе, так что ее ледяное дыхание ощущаешь на щеке. К развязке книги даже дышать – и то больно, страницы преодолеваешь на пределе душевных сил, в надежде что вот, сейчас, последний мучительный рывок – и будешь вознагражден благодатным теплом и солнечным светом. А вместо этого с ужасом всматриваешься в грозовую тучу, на встречу которой спешил – и от нее уже не скрыться, не сбежать. Когда будете читать этот роман, то поймете, что я имею ввиду.
Также завораживает и язык романа Ариадны Борисовой. Это как россыпи словесных бриллиантов, целая галерея гениальных портретов, пейзажей, натюрмортов, написанных словом, как кистью. Вот портрет Марии глазами влюбленного Хаима:
«Ему хотелось смотреть на нее, безмолвно любоваться, наблюдая изящный наклон шеи, поворот головы, характерный жест, когда она поправляет выпавший локон, - все исполненные плавной грации движения. В этой плавности, незаметной, естественной и совсем не медлительной, пряталась притягательная женственность Марии…»
Вот их любовная история глазами пожилой квартирной хозяйки: «Тонкий, как кружевная салфетка, блин пекся на медленном огне, и на медленном огне пеклось и переворачивалось в душе фрау Клейнерц неистовое желание помочь влюбленным. …Она давно примирилась с одиночеством и забыла, когда ее в последний раз посещала обида на обделенную яркими красками жизнь, но тут горячие волны сочувствия и соучастия забурлили в вялой крови с нерастраченной силой...»
А вот супружеское счастье глазами Марии:
«Все четыре месяца замужней жизни Мария благодарила судьбу за счастье засыпать ночью на плече Хаима, заранее радуясь, что проснется на его плече с рассветом. Сколько бы в мире не происходило странного и страшного, как бы ни менялся сам мир, - Хаим был рядом. Стоило оказаться в объятиях друг друга, и они перемещались туда, где рос никому, кроме них, неведомый сад. Там они вливались плоть в плоть и душа в душу так ровно и плотно, что все трещинки непонимания и зазоры обид понемногу заполнились веществом нежности, и не осталось ничего лишнего»
И это – лишь малая часть тех удивительных картин и образов, из которых состоит «Змеев столб». Эту книгу невозможно прочитать бегло и оценить ее силу. Только погрузившись в нее до самых глубин сердца, только позволив себе не торопясь, вдумчиво прочитывать и перечитывать неординарные образы и сравнения, можно ощутить ее ритм, и отдавшись ему, погрузиться в пучину чужой души, закружиться в водовороте чужих чувств и потрясений.
Продолжение романа «Змеев столб» вы прочтете в книге «Бел-горюч камень».
Конечно, такие книги читать трудно, но это история нашего многострадального народа, нашей Родины. Такие книги читать необходимо, чтобы пережив трагедию чужой жизни, другими глазами взглянуть на свою собственную и понять, что все наши трудности ничтожны и преодолимы. А еще для того, чтобы ощутив чужую огромную любовь, и в самом себе открыть бездны любви, заботы и самоотверженности.
Приятного душеполезного чтения Вам, дорогие читатели!