Menu
RSS

Кедровская пустынь

  • Автор: Moder

Translator
 
 
 

Из цикла «Духовная родословная Рощи (Урмов) и Урминской волости».

Мы продолжаем знакомить вас с многовековой историей села Роща (Урмы).

Кедровская пустынь. Старообрядческий скит отца Лаврентия.

Очень скудная информация  сохранилась в памяти сторожил  о пребывании на нашей территории  старообрядческих скитов и небольших келий. Еще в конце прошлого столетия в беседе с Попковым Феклистом Петровичем жителем деревни Симонята и Гордеевой Евдокией Ивановной из деревни Кедровка мы узнали о «святых местах», почитаемых и ежегодно посещаемых уральскими старообрядцами в нашей местности. Это могилки старообрядческих праведников иноков схимников и инокинь схимниц. Одно из таких потаенных «святых мест» – это старообрядческое кладбище скита инока схимника Лаврентия.

 1

Фото1. Могила иноков схимников Лаврентия и Симеона

После церковного раскола произошедшего в России в середине 17 века, спасаясь от жестоких преследований в наши малообжитые места  (до прихода русских проживали остяки и татары) приходят русские, в основном это были крестьяне - приверженцы старой веры – старообрядцы.  Селились они   хуторами в 2-3 дома.  Невдалеке от хуторов и  небольших деревень  в труднодоступных лесах стали появляться старообрядческие  кельи (смотреть предыдущие статьи)  и скиты. Там находили свое убежище ревнители старины, страшась монастырских тюрем, в которых узникам жилось не особенно хорошо, а также трясок, хомутов и огненных костров, на которых жарили последователей старины при Петре 1-м. В диких мало обжитых  лесах нашли приют многие уцелевшие от плахи и виселицы. Среди этих  пришельцев были и стрельцы, и бояре, и духовные, и крестьяне, все они здесь сравнились и слились в одну дружную и стойкую семью. Но и здесь старообрядцем жилось не всегда сладко.

В Урминских  пределах они жили довольно долгое время спокойно, без притеснений и выгонок, под защитой  старообрядческого населения хуторов. Так в мае 1843 года  недалеко от деревни Кедровка на Цыганскую горку  переселяется скит, основанный иноком схимником Максимом. Он руководил скитом до 1783 года, затем инок схимник Власий, после него инок схимник Никодим. По кончине инока схимника Никодима (1835г.) управление братией принял инок схимник Лаврентий.

Лаврентий был пострижен в монахи в 1828 году, а совершил чин приема священно инок Иоанн. Согласно тексту «Родословия часовенного согласия»,  Лаврентий был избран игуменом старообрядческой обители в 1835 году. Еще около десяти лет скит, которым руководил Лаврентий, располагался на реке Журавлихе.

Примерно в середине 19 века, была образована Урминская волость. Территория нынешней Рощинской администрации (в 1964 году село Урмы переименовано в село Роща) входила в Урминскую волость  Кунгурского  уезда Пермской  губернии.

Возможно, причиной поспешного переезда в Урминские пределы стали меры, предпринятые властями против обитателей старообрядческих скитов.

Скит Лаврентия - это хорошо известный, но далеко не единственный в Урминской волости  старообрядческий скит. Скорее всего, все насельники келий и скитов были под его единым руководством.

Урминская волость именно здесь с 1840-х годах начал складываться мощный скитский центр, сыгравший впоследствии важную роль в истории старообрядчества горнозаводского Урала. С переездом на новое место скитников ждал не легкий труд: отвоевывать землю у тайги, строить жилье,  разрабатывать огороды.

Священным занятием скитских насельников являлось переписывание книг. Вплоть до середины 20 века для письма они использовали гусиные перья, а для орнаментальной росписи создаваемых ими рукописей – натуральные краски. Важнейшим делом книжников в скитах было обновление и переписывание старообрядческих рукописей и печатных книг.  В настоящее время в Уральском Университете существует лаборатория археографических исследований, а при ней древлехранилище, в котором собрано около шести тысяч памятников древней книжности, начиная с 15 по 21 век. Все они получены у старообрядцев. 

Уходя от преследований, на религиозной почве из родных мест, старообрядцы несли с собой твердые убеждения. Они в целом сохранили свои обычаи и традиции. Когда они переселялись на Урал, то везли с собой самое ценное: жен, детей, книги, иконы. Все остальное они бросали. Именно русскому старообрядчеству во многом обязана российская филологическая наука за сохранение древнейших списков и памятников литературы.

5

Фото 2. Канонник

 3

Фото 3. Псалтырь

 Удивительно трудолюбивый и талантливый народ! Могли все делать. И иконы лить. И  книги переписывали, печатали. Сохранили старинное искусство одноголосого пения по крюкам.

Инок-схимник Лаврентий.

Инок-схимник Лаврентий сей управлял братиею 32 года. С 12 мая 1843 года до августа 1867 года  руководил  скитом  близ деревни Кедровка.  В течение этих лет, (всех евангельских братии своих предпослал в вечный покой. Точию один оста по нем инок Симеон, иже и рече братии (стоя у косяка): «Подождите мало и не погребайте тело преставльшагося отца Лаврентия, понеже и аз я скоро туда же пойду». И по четырех днех и той почи о Господе, и во едином гробе со своим стадо начальником положен бысть. Отшествие же их от сея многотрудныя жизни в вечныи покой бяше в лето 7375, инок схимник Лаврентий преставися 13 августа, а память его 17 июля, а инок Симеон преставися 18 августа, а память его 5 декабря) все иноки схимники умерли. Только один  инок  схимник Симеон остался при нем. И тот через четыре дня умер и похоронен в одном гробе с игуменом Лаврентием. На камне с могилы Отца Лаврентия и отца Симеона написано: В этом гробе покоятся два тела инока схимника Лаврентия и инока схимника Симеона. Представились они: Лаврентий 13 числа. Симеон 18 августа хзтоэ (э написано в обратную сторону). Память им: Лаврентию 31 июля, Симеону 5 декабря. Близь их черноризец Козьма, а в другом ряду в середине черноризец Лукьян, а по правую сторону черноризец Савва, по левую черноризец Сарапион.

Кто сделал эту надпись на могильном камне не известно. Но то, что после многих разорений властями скита и самих могил, камень не утерян,  труд этого человека бесценен. Он сохранил для потомков 6 имен иноков схимников и черноризцев погребенных на этом скитском кладбище.Текст списал с камня в 2013 году верующий Георгий из села Платоново (позднее он уехал в старообрядческий скит на Енисей). 2013 год – это 7520.  На камне написан год 7375 это значит 1868 год. 

4

Фото. 4

Характеризуя этого старца инока схимника Лаврентия, автор «Родословия…» писал: «Тщателный сей подвижник и неленостный делатель мало остави по себе своего руковозложения малаго чина мнихов, зане опасен бе и бдив пастырь, не начиная никатораго дела творити, кроме упредительного рассуждения опасаяся, дабы не попасти под правильное запрещение». (о. Нифонт «Родословие часовенного согласия»). 

После смерти отца Лаврентия в скиту остались черноризцы. Зде исчисляю оставшихся по нем малого чина мнихов, а именно: чернец Мина, Иоиль, Карп, Диомид, Иеремия, Филипп, Кастор, Трифилий, Евсевий, Никита, Никон, Иоанн, Серапион и последний Нифонт, ставший наставником и отцом духовным.

В скиту с черноризцами жили еще люди, их называли «бельцы», пришедшие в скит на обучение старообрядческой грамоте, или больные решившие дожить жизнь в служении богу.  В скит принимали всех пришедших и потом, если у кого - то появлялось  желание уйти в другой скит, или «в мир», уходу не препятствовали.

Насельники скита занимались распространением и укреплением староверия среди населения, выполняли их духовные потребности. А жители хуторов и деревень помогали скитникам материально.

Некоторое представление о масштабах скитского движения  в Урминской волости дает довольно необычное происшествие, случившееся в 1857 году. Беглые мастеровые Лысьвенского завода Илья Батуев (он же инок Иона), С. Грибанов и Ф. Мозготин напали на ехавшего по безлюдной дороге заводского служителя П. Свиязева. Свиязева переодели «во все крестьянское», постригли «покержацки» и взяли с собой «спасать душу», пригрозив, в противном случае, лишить жизни. Группа двинулась в урминские леса, а по дороге Иона рассказывал Свиязеву, что вокруг урминских деревень в кельях зимой живет около 600, а летом до 300 старообрядцев (весной многие уходили повидаться с родственниками). Средства к пропитанию они получают за счет работы у местных жителей и в виде подаяний. Когда Свиязеву удалось бежать, он немедленно сообщил все властям. Администрация отнеслась к информации достаточно серьезно, и в 1858 г. прошло несколько крупных акций по обнаружению скитов. (ГАПК. Ф. 12. Оп. 1. Д. 319. Л. 1–9 об. Цит. по: Байдин В.И. Старообрядчество Урала  и самодержавие. С. 159.)

Что же касается Кедровских скитников, то они, вероятно, довольно спокойно пережили «выгонку» конца 1850-х годов. Серьезные неприятности настигли их лишь в 1862 году.

Продолжение следует.

Орфография и пунктуация документов сохранены.

 Останина И.В.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
 

Полезные ссылки

site-mkso.png
1mojastrana_ross.png
biblio-rodina.png
derevo-dobra.png
golosov20.png
mam-sib-logo1.jpg
telefon-doveria.png
knopka-katalog.png
kultura-rf2.jpg
logospid.png
lit_res.jpg
dd.jpg
ocenruk.png
rus-regionInform.png
site-admin.png